Археология (Пирамиды лесостепей)

В фондовых коллекциях Тамбовского областного краеведческого музея немало археологических материалов.
Дописьменная история человечества изучается по вещественным
остаткам деятельности древних людей. По материалу, из которого изготавливались основные орудия в тот или иной период, выделяют три основные эпохи: каменный век, бронзовый век и ранний железный век. В свою очередь каменный век подразделяется на три периода: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век).
Выделение человека из животного мира происходило около 3,5 млн.
лет назад в южных широтах, где для этого были соответствующие климатические условия. Поэтому следов пребывания древних людей в палеолитический и мезолитический периоды на территории Тамбовской области не обнаружено.
Самые ранние стоянки первобытных охотников и рыболовов,
относящиеся к 5-3 тыс. до н.э. (неолит) в разные годы были обнаружены на берегах рек Цны, Вороны, Воронежа, Матыры.
С середины 3 тыс. до н.э. в истории человечества началась
новая эпоха - бронзовый век. Место хрупких каменных орудий все более прочно занимают орудия вначале медные, а затем и бронзовые по которым названа целая археологическая эпоха.
Наиболее характерными и массовыми памятниками
эпохи бронзы на Тамбовщине являются курганы и поселения. Они встречаются во всех районах области, свободных от лесов. Если раньше курганы принимали за сторожевые наблюдательные холмы или жилища разбойников, то теперь доказано что все курганы являются земляными насыпями над погребениями.
В раскопанных курганах, как и в древнеегипетских пирамидах,
проявляется общая идеологическая основа. И те и другие являются местами обитания мертвых, откуда их души, как полагали древние, вознесутся к богам. От пирамид курганы отличаются только меньшими размерами и материалом, из которого возведены.
С 2 тыс. до н.э. и до утверждения христианства, на Тамбовщине
были возведены сотни курганов. Здесь встречаются одиночные курганы, парные курганы и курганные группы от 3 до нескольких десятков. Высота их колеблется от полуметра до 4 метров.
Много легенд сложилось о наших курганах, в которых их возраст
как правило омолаживается и связывается с шайками разбойников, татарскими набегами, несметными сокровищами. Сохранилась интересная легенда о Сабуровском кургане, которая была записана членом Тамбовской ученой архивной комиссии Воейковым в девятнадцатом веке. А тот, в свою очередь услышал ее от местной старушки.
Многие курганы имеют собственные названия. Одни их получили за
внешний вид (Большой, Валик, Долгой, Лохматый, Голый), названия других связаны с окружающей местностью (Запольный, Родниковский, Чернецкий). Сохранились курганы, названные по какому-либо событию (Воскресенский, Семигранный, Денежный) или связанные с именами людей (Мартынов, Морозкин).
Всего на территории области до 1997 г. было раскопано 19 курганов. Московскими
археологами в 1958 г. был раскопан 1 курган в Мучкапском районе; в 1970 г. у с.Староюрьево воронежские археологи раскопали 3 кургана. И с 1988 по 1992 г. экспедицией Тамбовского областного краеведческого музея произведены раскопки 15 курганов в Первомайском, Тамбовском и Жердевском районах.
Начали строить курганы ранние скотоводы, хозяйственный уклад
которых предполагал подвижный образ жизни. Кочевники, как известно, не имеют постоянных мест проживания. Поэтому родина для них начинается с места захоронения предков. Стремясь отметить это место, древние и возводили над погребениями курганы, размещая их на высоких водоразделах. Видимо у разных племен были традиционны свои формы насыпей. Однако за 3 тысячи лет они утратили свой первоначальный вид и выглядят оплывшими земляными островками.
Самые ранние подкурганные захоронения на территории Тамбовской
области принадлежат племенам среднедонской катакомбной культуры, названной так по характеру могильных сооружений.
Сменили катакомбников, а какое то время и сосуществовали с ними
племена доно-волжской абашевской культуры, названной по селу Абашево в Чувашии, где впервые выделено захоронение.
Во второй половине 2 тыс. до н.э. в Восточной Европе формируется
новое объединение племен, которое по устройству деревянных срубов в могильных ямах получило название срубной культурно-исторической общности.
Отношение древних к земле как к женщине, к матери прослеживается
еще с каменного века. Если сопоставить скорченную позу погребенных под курганами с положением эмбриона в чреве матери и условно принять посыпку красной охрой умерших за кровь, то курганную насыпь следует рассматривать как имитацию земли - матери. Все вещи, находимые вместе с погребенным, свидетельствуют о тщательной подготовке умершего к некоему возрождению.
  • К информации о Тамбовском областном краеведческом музее