Эпоха бронзы на Тамбовщине

Бронза поступала на Тамбовщину путем обменов вначале с Кавказа,
затем из Волжско-Уральского региона. Металл поступал не только в виде готовых изделий, но и как сырье. Об этом свидетельствуют захоронения людей с каменными орудиями для дробления и растирания медной руды. Из меди и бронзы изготавливались ножи, шилья, крепежные детали, топоры, украшения, рыболовные крючки.
Известны два древних способа обработки меди: холодный и горячий.
Холодный заключался в традиционных приемах обработки камня.
Из приема оббивки получалась ковка.
Наблюдая способность плавиться
в огне меди, люди познали и второй способ обработки - горячий. Медь плавится при температуре 1084 градусов. Сплав меди с оловом или мышьяком, сурьмой и пр. в пропорциях 9:1 отличался более низкой температурой плавления - 700-900 градусов и значительно большей твердостью. Обычно руду готовили к плавке, размалывая ее массивными каменными молотами округлой формы на специальных плитах. Затем растирали ее в каменных ступах. Выплавка происходила вначале в специальных ямах, затем в керамических горшках и примитивных печах. Яму загружали послойно древесным углем и рудой, затем зажигали костер. Металл стекал в углубление и застывал в виде лепешки. Его очищали проковкой и только после этого он шел на изделия. Формы для литья изделий выделывались из мягкого сланца, известняка, глины. Формы были односторонние или двусторонние. Полученные способом отливки предметы дополнительно обрабатывались проковкой или обтачиванием.
Появление бронзы не вытеснило камень, продолжавший играть
важную роль в производственной деятельности людей эпохи бронзы. К примеру изготовление каменных боевых топоров, зародившихся в неолите, только в эпоху бронзы достигло своего расцвета. Вначале каменная заготовка обрабатывалась сколами, затем шлифовалась на каменной плите с подсыпкой мокрого песка, игравшего роль абразива. Сверление отверстия производилось несколькими способами. Наконечником сверла служил или камень более твердой породы, или трубчатая кость.
Весьма эффективным оружием являлась каменная булава, появившаяся
еще в энеолите (медно-каменном веке). В эпоху бронзы булава была не только оружием, но и символом власти. Она указывала на высокое общественное положение своего владельца.
По-прежнему из кремня делались наконечники стрел, скребки для обработки шкур, долота и тесла для работы по дереву.
Керамическое производство, зародившееся в неолите, значительно
расширилось в эпоху бронзы. Появились новые формы посуды с плоским дном, хотя встречаются и остродонные сосуды. По-прежнему лепилась посуда без гончарного круга, обжигалась в кострах. Чистая глина при высыхании дает усадку на 14%. С добавками в виде песка, толченой ракушки, шамота (толченой керамики) и др. усадка сокращается до 7%, при которой посуда не трескалась. Поэтому в глиняном тесте древних сосудов всегда можно найти различные добавки - отощители. Еще сырые сосуды, до обжига, орнаментировали. Вначале, как правило, поверхность выравнивалась зубчатым штампом путем заглаживания. Затем наносился орнамент витой веревочкой, зубчатым штампом, тычками, прочерчиванием и т.д.
Основные орнаментные мотивы для катакомбной культуры - дуги, фестоны, лучи. Для абашевской и срубной культур больше характерны заполненные ромбы, треугольники, меандр, "уточки", зигзаг.

  • К информации об археологии