Подкурганные захоронения
племен доно-волжской абашевской культуры

В скотоводческом хозяйстве абашевцев преобладало коневодство,
что предполагает более подвижный образ жизни. Выделяя различие в духовной и материальной культуре катакомбников и абашевцев, воронежские археологи предполагают существование между ними враждебных отношений.
Абашевцы чаще захоранивали сородичей вытянуто на спине. Нередко встречаются могилы без костяков - кенотафы. Такие могилы устраивались в честь погибших вдали от места захоронения и содержали только вещи погибшего.
В курганах у районного центра Староюрьево, с.Селезни Тамбовского района и с.Пичаево Жердевского района
были обнаружены абашевские захоронения с деталями конской упряжи. В Пичаевском кургане удалось даже проследить остатки древесного тлена боевой колесницы. Дальнейшие исследования показали, что эти захоронения принадлежат воинам - колесничим.
Данные выводы подтверждают и другие вещи в могилах: кремневые и костяные наконечники стрел, медные кинжалы, каменная булава.

Первые легкие боевые колесницы появились в степной и лесостепной
полосе в 1 половине 2 тыс. до н.э. Это на 100 или более лет раньше, чем на Ближнем Востоке и в Древнем Египте. С середины 2 тыс. до н.э. колесницы в Египте были доступны только фараону, его приближенным и знатным аристократам. Затем появились колесничные войска, ставшие главной ударной силой. Посаженные "на колеса" войска обладали хорошей моневренностью. Колесничные войска пожалуй можно сравнить с современными бронетанковыми силами или тачанками времен гражданской войны. Как правило на колеснице находилось 2 человека: возница, управляющий лошадьми и воин- колесничий,ведущий стрельбу из лука или наносивший удары копьем. В колесницу впрягались 2 лошади, управлялась из них только одна.
Своеобразна абашевская керамика. Посуда в основном колоколовидной
формы с нарезным или гребенчатым орнаментом. В глиняное тесто обычно добавлялась толченая ракушка.
  • К информации об археологии