Сергей Михайлович Егер

Отец Сергея Михайловича Егера, потомственный железнодорожник, был из волжских немцев. Работал он в саратовских
вагонных мастерских, на станции Романовка, где в 1914 г. и родился Сергей. В 1922 г. отца С.М. Егера перевели на работу в Тамбов. Здесь Сергей окончил железнодорожную школу-семилетку N 5, а затем, в 1931 г., школу ФЗУ. Трудовую деятельность начал в Тамбове, занимался ремонтом станков. Сообразительность и трудолюбие Сергея были замечены, его перевели на должность техника в бюро реконструкции завода, где он и выполнил свои первые проектно-конструкторские работы. Во время приезда в Тамбов в 1973 г. на встрече с коллективом газеты “Тамбовская правда” С.М. Егер сказал: “Мои детство и юность прошли в Тамбове. Эти годы и определили мой дальнейший путь – путь инженера самолетостроения”.
Большой инженерный и научный потенциал Егера не мог полностью реализоваться в провинциальном Тамбове,
и в 1932 г. Сергей Михайлович перебирается в Москву. Вечера заняты учебой в Московском авиационном институте, а днем Егер работает в конструкторском бюро С.В.Ильюшина. В 1936 году С.М. Егер окончил МАИ.
Безумный вихрь сталинских репрессий не миновал Сергея Михайловича, в 1938 г. он был арестован и работал в
ОТБ НКВД (ЦКБ-29) у А.Н. Туполева в бригаде общих видов над ПБ, Ту-2 и его модификациями. После освобождения в 1941 г. Егер продолжает работу под руководством Туполева, с 1943 г. возглавляет отдел технических проектов туполевского ОКБ. С этого момента практически все самолеты с маркой "Ту" начинали свой путь на рабочем столе и кульмане С.М. Егера. Он и его коллеги по отделу на начальном этапе проектирования будущего самолета решали, каким ему быть. В дальнейшем Сергей Михайлович был главным конструктором и заместителем генерального конструктора.
Всего при участии Егера создано более 70 самолётов, многие из которых строились серийно. Венцом его
сотрудничества с Туполевым можно считать создание Ту-104, первого в мире пассажирского реактивного самолета. Характеристики этого лайнера были столь высоки, что на Всемирной выставке в Париже в 1959 г. он был удостоен Большой золотой медали. А потом была работа над Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-144. Последней машиной, над которой Туполев и Егер трудились совместно, был ТУ-154.
Очень много времени С.М. Егер уделял вопросам боевого применения разработанной в ОКБ авиационной техники
(Ту-16, Ту-22, Ту-22М, Ту-95 и др.), комплексно рассматривая вопросы использования самолетов и авиационных ракетных комплексов в войсках.
После ухода из ОКБ с 1975 г. Сергей Михайлович заведовал кафедрой в МАИ. В последние годы жизни он занимался
конструированием дирижаблей. Проектируемая машина (“термоплан”) была в состоянии летать на 4-5 тысяч км со скоростью 150км/час и перевозить до 500 тонн груза. Но в процессе перехода страны на новый экономический и общественный уклад, ресурсов и производственных мощностей для серийного производства дирижабля не нашлось. Скончался Сергей Михайлович в 1987 г.
Список наград и титулов С.М. Егера впечатляет: Герой Социалистического Труда (1972), лауреат Ленинской (1958),
2-х Сталинских (1949, 1952) и Государственной (1986) премий, член-корреспондент АН СССР (1984), доктор технических наук (1963), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1974), автор более 100 научных трудов. Также Сергей Михайлович был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны, орденом Трудового Красного Знамени.
  • К списку наука и техника