Разгром

N 217
Из письма коммуниста Н.Н.Исполатова (210) жителя г.Усмани Тамбовской губернии В.И.Ленину с характеристикой деятельности представителей местных органов власти

Не ранее 29 июня 1921 г.

Владимиру Ильичу Ленину

Дорогой товарищ!
Считаю своим долгом сообщить Вам свои впечатления о
взаимоотношении социальных сил в современной России. Я думаю, Вам, стоящему на вершине российской государственной пирамиды, и мне, находящемуся у основания ее, в самой гуще жизни, картина русской жизни представляется с различных точек зрения, что вполне естественно, так как Вы получаете впечатления [о] действительности путем официальных информаций, носящих в значительной степени субъективный характер и уклоняющихся от объективной истины под давлением личных интересов...
...Идейные коммунисты поистине составляют каплю в российском море, как
это ни больно и ни ужасно, но факты действительности неумолимо говорят, что диктатура, долженствующая быть в руках сознательного революционного пролетариата, на самом деле проводится в жизнь политиканами, с значительным уклоном в сторону личных интересов, часто с сильным уголовным запашком. Этот социальный слой, с исторической неизбежностью втершийся в партию и Советскую власть, инфицировал весь государственный аппарат (организм), расплодился в его крови, извращает центральные директивы, возмущает и развращает население. При взимании государственной разверстки особенно ярко обнаружилась вся наглость, жестокость, своекорыстие, беспощадность этих людей в виде различных незаконных конфискаций без соответствующих протоколов или неправильно составленных, с пропуском взятых вещей, под свист нагаек, битье прикладами, пьяный разгул, издевательства, истязания, изнасилования жен красноармейцев, находившихся на фронте и теперь вернувшихся - при сплошном вое баб и крике детей. И все это проделывалось над неграмотным беззащитным крестьянским населением. Если бы разверстка взималась согласно предначертаниям Центра и брались только излишки - она ни в ком не вызвала бы возмущения. Такая иллюстрация фактами советского строя делает, конечно, карикатурными жалкие казенные выступления различных куль- и политпросветов в глазах населения, которое, "униженное и оскорбленное", голодное сгоняют на представления приезжих актеров. Эта шайка давлением на народный суд развратила его, устранив честные элементы и выдвинула...' не останавливаясь перед арестом неугодных им судебных деятелей.
Так, конечно, не говорят, не имея фактов в руках. За эту зиму я послал
Вам два письма и одно в Совет Обороны, председателем которого Вы состоите. В этих письмах собран основательный фактический материал с документальными данными. Первое письмо в ноябре 1920 г. повез рабочий-металлист т.Барабанов, коммунист, и передал во ВЦИК уполномоченному наркомпрода Соколову, который его направил в ВЧК. Около месяца тому назад снятые с него копии были направлены в Тамбовскую губчека и там, очевидно, застряли. В г.Усмань Тамбовской губернии, где я живу и откуда Вам пишу, приезжали из Тамбова и следователи, и агенты из губчека, но под чьим-то невидимым, но сильным влиянием, все замолкало и сводилось на нет. Вы скажете, что же местные партийные организации, рабоче-крестьянская инспекция, чего же они смотрят? Вот тут-то и зарыта собака. Везде подбираются свои люди. Во главе партии политиканы. Рядовые члены безмолвствуют под страхом репрессии в виде существующего права перебросок со стороны укомпарта, губкомпарта, безапелляционного под угрозой исключения из партии, а всякий исключенный или выбывший из партии рискует попасть на учет, как принадлежащий к противосоветской партии и быть во всякое время арестованным. Дело в том, что объективных признаков принадлежности человека к противосоветской партии политбюро не дается, и арестовывается сплошь и рядом тот, кто позволяет себе на собраниях профсоюзов и др. выразить самостоятельное мнение самого невинного свойства. Тотчас же он обвиняется в том, что "разводит демагогию" или в шкурничестве, людьми, к сожалению, партийными, которые, как зафиксировала у нас раб[оче]-крест[ьянская] инспекция и...' контролером конференции профсоюзов, без стеснения грабили упродком и детей в неделю ребенка. Контролер, честнейший человек, конечно, был уволен укомпартом со службы. Некоторые из выступавших на собрании были арестованы, а один и теперь сидит в тюрьме. Такие приемы терроризируют, действуют на людей (массы) мертвящим образом, сеют ненависть к правительству и убивают всякий живой дух, нося характер личной расправы.
Итак, партийные находятся под постоянной угрозой переброски,
беспартийные, взятые "на учет", - принадлежности к противосоветской партии. Все это развивает в людях рабскую психологию. Переброски являются универсальным средством: покорные, проворовавшиеся перебрасываются для спасения от преследований суда;мало-мальски идейные, строптивые - в виде наказания, Я знаю товарищей идейных, которые Тамбовским губкомпартом вместе с семьей перебрасывались четыре раза в год без всяких очевидных мотивов. Сейчас лежит товарищ больной верхушечным процессом, которому в две недели два раза пришлось съездить в Тамбов, и [он] переброшен в г.Липецк, а при настоящих условиях поездка в г.Тамбов - большой инсульт здоровью.
Мне 65 лет. Тамбовский губкомпарт неоднократно требовал моей
переброски. Когда я решительно отказался ввиду старости и нездоровья, заявив, что в случае дальнейших настояний я временно выйду из партии до решения нашего дела в Центральной Контрольной Комиссии, меня оставили в покое, запретив, однако, занимать какие-либо ответственные должности.
Усманский уезд Тамбовской губернии, постигнутый неурожаем, вчистую
ограбленный продагентами под видом взимания государственной разверстки, - причем не столько получило государство, сколько они, - в настоящее время переносит муки острого голода. Люди дерутся из-за падали, пухнут до неузнаваемости от голода, ходят из учреждения в учреждение и, отовсюду отсылаются, дети бросаются родителями и десятками подкидываются в детские дома. Грабеж и воровство достигли небывалых размеров. Пайки обывателям вовсе не выдаются. Ударным группам - в уменьшенном размере. С каждым днем положение обостряется. Царит атмосфера уныния и отчаяния. Семьи посильнее периодически высылают своих членов за мукой, причем некоторые [имеют] пропуска, другие - нет, едут без пропуска. Ежедневно от Ростова до Козлова человек по 50 попадает под поезд. Урожай нынешнего года будет, может быть, и ниже среднего...
Характерно для переживаемого времени явление, что административная
машина работает сама по себе, а жизнь течет, развивается по своим собственным законам, как два маховые колеса, не соединенные приводным ремнем. В то время как люди пухнут от голода, не находя нигде помощи, работает отборочная комиссия для отсылки подагриков, ревматиков, туберкулезников, сифилитиков на курорты. Местная газета полна банальными казенными статьями, печатаются административные распоряжения и ни слова о язвах, недочетах, событиях текущей жизни. А текущая жизнь дает иногда интересные явления, например, на профессиональном собрании работников землеса т.Ульянов в приподнятом настроении назвал всех беспартийных "сволочью"; вновь избранное упрофбюро, председателем которого был коммунист, именно я, не проработавшее неделю, присланным из Тамбова т.Мальковым было признано неработоспособным, то же самое случилось со вновь избранным горсоветом. Несколько вопиющих убийств, сделанных партийными продагентами, остались нерасследованными, заметенными. Полнейший произвол - с одной стороны, полнейшее бесправие - с другой. Полная оторванность и отчуждение масс от администрации. Все эти культ-, политпросветы, женотделы - все это румяна и мишура на истощенном, бледном, запуганном челе страны и играют карикатурную роль перед бьющими фактами действительности.
Для лучшего выяснения своей мысли я позволю себе выставить несколько тезисов:
1. Идейных коммунистов - капля в российском море.
2. Фактически диктатура в руках политиканов, которые, составляя
крепкую организацию, связанную взаимными интересами власти и экономического благосостояния, вытесняют всячески путем перебросок идейных коммунистов, развращая и обезличивая последних.
3. Рядовые коммунисты, играя роль объектов в руках верхов, по
отношению к последним представляют безгласное и послушное орудие и на собраниях обыкновенно безмолвствуют, не проявляя никакого интереса к дебатирующемуся вопросу. Тип среднего коммуниста к верхам безгласен, к низам деспотичен.
4. По отношению к беспартийным по мере удаления от Центра убеждение
заменяется принуждением, идейное воздействие - физическим. Подвал, ардом, тюрьма - вот исходная точка мышления обывателя. Подвал под вокзалом, подвал под упродкомом, подвал под милицией, волсоветом - все это заменяет свободу обсуждения, выборов и обеспечивает успех на выборах "коммунистам". Подавленное состояние кидает людей в объятия религии. Борьба с клерикализмом за четыре года Советской власти в сознании обывателя не подвинулась ни на йоту, потому что восприятие новых идей возможно только при свободном их обсуждении.
5. Взятие обывателя на учет, как принадлежащего к противосоветским
партиям, при этом со стороны Политбюро не требуется никаких объективных признаков, - страшное оружие в руках деятелей последнего, сплошь и рядом уголовных. Этим средством окончательно убивается всякий живой дух среди обывателей, и на профессиональных собраниях создается кладбищенское настроение.
6. Экономическая разруха и административный произвол, называющий
борьбу с уголовщиной со стороны "коммунистов" контрреволюцией, а разговор о местных нуждах демагогией, "шкурничеством" - две язвы на теле советской России, и последнее опаснее первой.
7. Спасти положение может только широкое применение принципа рабочего
демократизма в партии, профессиональных союзах и среди крестьянских масс. Создание твердых правовых норм и поднятие престижа народного суда.
8. Научный и нравственный ценз коммунистических идей так велик и
неоспорим, что не нуждается для своего осуществления в методах принуждения и только дискредитируется услугами людей, прикрывающих им свои грязные вожделения.
9. Бандитизм - явление сложное, базируется главным образом на
сочувствии униженного, оскорбленного и ограбленного преступными действиями властей народа. Совершенно второстепенную роль играет пропаганда антисоветских партий.
10. Никакая перерегистрация партии не в состоянии очистить ее от
политиканствующих, буржуазных, уголовных и контрреволюционных элементов, так как они же, состоя в комитетах партии, производят перерегистрацию. Повторяю: только введение принципов рабочего демократизма, принятых X съездом РКП(б) и оставшихся на бумаге, раскрепощение личности рядового коммуниста могут уничтожить это огромное зло.
Вот, дорогой товарищ, типичная картина жизни России в настоящее время,
какою она представляется на самом деле, а не по казенным сведениям. Единственный исход, по моему мнению, из этого кошмара - это введение принципов рабочего демократизма в партии и в профессиональных союзах, возрождение самодеятельности масс путем оживления частной инициативы и осуществление коммунистических принципов путем наглядного обучения, а не теоретических обучений, причем сам обучающий на практике живет по чисто буржуазным принципам. Повторяю, что к прежним письмам я приложил большой фактический материал, который находится в делах ВЧК.

С коммунистическим приветом член РКП Исполатов г.Усмань Тамбовской губернии

РЦХИДНИ. Ф.5. Оп.1. Д.2879. Л.1 - 5


' Далее одно слово неразборчиво.

К списку документов