Разгром

N 218
Показания политработника повстанческой армии Ф.С.Подхватилина (211)

30 июня 1921 г.

Происхождение мое из семьи бедного крестьянина, профессия - сапожник.
Служил в рядах Красной Армии с 5 июля 1919 г. по 7 февраля 1920 г. в качестве заведующего сапожной мастерской при техническом эскадроне 8-й армии. 7 февраля 1920 г. был командирован в Чикаровку. Экономические и семейные обстоятельства заставили меня остаться дома, в таком положении я пробыл до 15 ноября 1920 г. В сказанный период времени я периодически занимался культурно-просветительной работой: имел пост председателя культпросвета с.Чикаревки, во время майских и октябрьских празднеств я принимал участие в таковых, ведя агитацию за Советскую власть. После половины ноября политическое положение изменяется (в виде организации отрядов, борющихся против течения коммунистов), я не мог объективно усмотреть будущего положения, с одной стороны, я, все время преследуемый шайками за мою работу в пользу Советской власти, в конце концов не мог устоять и влился в повстанческое движение, где принимал участие в сельском комитете, председателем которого избрали меня и членами - Губарева Ивана Архиповича, Подхватилина Федора Григорьевича, секретарем - Воронина Якова Михайловича. Пробыв до декабря месяца в комитете, я счел нужным влиться в отряд с целью выяснения их политических задач. Вместо меня на пост председателя выбрали Подхватилина Федора Григорьевича. С момента вступления моего в отряд я увидел, что подобными действиями нельзя заслужить доверие крестьянских масс, а потому я принялся энергично бороться со всякими грабежами и насилием: по моей инициативе за грабежи были судимы и расстреляны 8 бандитов. Параллельно с этим я вел агитационную работу среди крестьянских масс в пользу программы социалистов-революционеров.
В отряде я пробыл около месяца, после чего меня перевели посредством
избрания в гражданское учреждение членом губернского политбюро при штабе армии. В феврале 1921 г. я был назначен губкомом политработником на Борисоглебский уезд, и в этой должности был до последнего момента моей работы. Я имел право брать нужное количество вооруженных сил для помощи в моей работе из отрядов вохр. При 1-й армии был учрежден военный суд для борьбы со всевозможными шпионами, совработниками и коммунистами. Председателем суда был Иван Степанович (фамилию не помню) из деревни Казанковки Александровской волости, членами: Поляков из Моисево Алабушской волости, остальных не помню. Мне известно, что у эсеров существует губчека, местопребывание мне не известно, но я знал (со слов Кузнецова), что таковой могут отпускаться документы даже для поездки за границу. Кто члены губчека, мне неизвестно. Председателем политбюро был Батько-Плужников, членами: Иван Егорович, Кирсановского уезда, местожительство которого в Хитровской волости, Шамов и Шуба, у которого родственники живут в Пустовалове и Синих-Кустах Туголуковской волости и я, Подхватилин. В конце февраля в политбюро были назначены другие лица, преимущественно из среды интеллигенции, юристы, студенты, офицеры и сыны полков. Численность членов политбюро второго состава была от 10 до 15 [человек], фамилии которых не помню, но знаю место жительства многих. В начале июня 1921 г. мне в губкоме, который находился в имении Фроловых, около Каменки, удалось взять протокол воронежской организации эсеров, из которого видно, что воронежская группа желает пойти нам на помощь: политработниками, командирами, оружием и прочими средствами. Там же было сказано, что через посредство этой группы можно связаться с Москвой.
Губком состоял из следующих лиц: председатель - Плужников, членов:
Михаила Никаноровича из села Каменка, остальных не помню. Местопребывание губкома было Каменка и имение Фроловское.
Состав уездного (Борисоглебского) комитета: председатель - Морозов
Иван Яковлевич, из села Охлебинино, члены: Федор Иванович, с.Репная, остальных не помню. Туголуково и Бурнак составляли район. Председателем районного комитета был Воронин Тимофей Иванович, члены: Поздняков Иван Петрович, Суворин Петр Иванович, Фурсов Андрей Захарович (заведовал политотделом при районе), последнего не помню, все туголуковские.
Туголуковский сельком - председатель, Василий Ефимович, члены: Николай
Владимирович, третьего не знаю, а также и фамилии первых секретарей - Кокорев Иван Федотович. Все жители Туголуково.
Бурнакский волостной комитет находится в Чикаровке. Председателем
сначала был Воронин Василий Васильевич, после него был Орлов Семен Спиридонович из села Чикаровки - матрос, после Орлова был председателем Максим Иванович из д.Тафинцевой, члены: Кобозев Яков Архипович из д.Тафинцевой, Чуканов Федор Федорович - д.Жердевки и представителем Бурнака - Лысиков Илья Васильевич, он же Посатский и высокий блондин без двух пальцев на левой руке - Вязовая Почта. Председатель - Викторов Дмитрий Васильевич, учитель села Вязовой (ныне, по сведениям, находится в Харькове), по другим версиям - служит в Поворине, а также слышал, что Викторов назначен агентом по связи с центром социалистов-революционеров. Жена Викторова находится в Кабань-Никольском, служит фельдшерицей. Заместитель Викторова был Акулинин Иван Федорович из с.Вязовой, членов не помню, секретарем - Лебедев Александр Николаевич.
Тафинцевский сельком: знаю члена Федора Федоровича Кобозева,
секретарем служил старший сын Тимофея Тимофеевича.
Чикаровский сельском: после меня был председателем Федор Григорьевич
Подхватилин, при следующих выборах был избран председателем Воронин Яков Михайлович, члены - Чернавский Кузьма Антонович, Кокарев Тимофей Григорьевич, Чернавский Петр Иванович и Воронин Тимофей Афанасьевич. Секретарем был Воронин Иван Матвеевич. Секретным сотрудником эсеров был Селезнев Павел Евстигнеевич, который служит в Жердевке в советском учреждении, он давал сведения в штаб армии, штаб Богуславского через посредство районного комитета, за анонимной подписью - Труженик. Еще давал сведения председатель артели портных, житель села Тафинцева, имя его Константин, который был старшим милиционером у бандитов и который вместе со мной в данный момент сидит арестованный. Чернавский Алексей Антонович был представителем на уездном съезде (и вместе со мной) был избран кандидатом в члены уездного комитета, но ввиду одиночества в семье просил снять: просьбу удовлетворили. После он был избран при районном комитете членом или председателем суда, который собирался периодически. У Чернавского Кузьмы Антоновича сын Тимофей находился в рядах бандитов. Гр. села Чикаровки Комбаровы - Илья и Никита Селиверстовичи поддерживали связь со штабами и укрывали бандитов.
Местопребывание командира Кузнецова было в имении Репной, его имение
вблизи Уваровских отрубов. По сведениям, в Шевлягиной степи в Горелом кургане зарыты 4 пулемета. Баранов Костя со своей группой около 120 человек имел направление в Саровские леса. На Кабань-Никольевский район был политработник Паршин Иван Лукьянович, из Вторых Семеновых отрубов. Организатором на Бурнакскую волость был Константин Дмитриевич, житель д.Косолытова около д.Жердевки. Политработник в 5-й бригаде был Вениаминов, бывший псаломщик села Бурнака. Знаю эсера [в] д.Ракитино Сергея Дмитриевича (фамилию не знаю), бывший чиновник, знаю его как хорошего эсеровского работника. Также знаю как хорошего работника эсера Гусева Василия, проживающего в имении Сорокина около Сабурово, Каменской волости.
Коммунисты Павлов Андрей Васильевич и Мазаев Петр Васильевич, со слов
начальника бандитской милиции Бенедиктова Павла Семеновича, сами добровольно явились к нему и были препровождены в штаб партизанской армии. Впоследствии я узнал, что Павлов был убит, а Мазаев отпущен по суду. Причем при мне был Алтунин Федор Никифорович и давал одобрение о сказанных коммунистах. Я был тогда в Бурнаке с Константином Дмитриевичем Вениаминовым с целью расследования грабежа у Мазаева Петра Васильевича и в больнице.

Подпись: Подхватилин.
Допрос производил предрайревкома.

ГАТО. Ф.Р.-5201. Оп.2. Д.1306. Л.13 об.- 14. Подлинник.

К списку документов