В.И.Вернадский - выдающийся ученый

Здание С.-Петербургского университета
В.И.Вернадский получил блестящее образование, явившееся фундаментом успешной научной деятельности. Он закончил физико-математический факультет Петербургского университета, где преподавали выдающиеся ученые В.В.Докучаев (основатель почвоведения), Д.И.Менделеев (создатель периодической системы химических элементов), А.И.Воейков (создатель современных представлений климатологии), А.Н.Бекетов (основатель научной школы географии растений), Н.П.Вагнер (крупный специалист по фауне беспозвоночных).
Творческие интересы В.И.Вернадского были очень широки. Он был не только геологом, но и занимался биологией, изучением почв, природных вод, метеоритов, проблем радиоактивности. Из 416 опубликованных трудов 100 посвящено минералогии, 70-биогеохимии, 50-геохимии, 43-истории наук, 37-организационным вопросам, 29-кристаллографии, 21–радиогеологии, 14–почвоведению, остальные - разным проблемам науки. Общей характерной чертой исследований ученого является фундаментальность. Поэтому его труды и идеи не потеряли актуальности и практического значения и в наши дни.
Здание С.-Петербургского университета
Более 20 лет, с 1890 по 1911 год Вернадский преподавал в Московском университете, где складывались его научные интересы.
До него минералогия считалась скучной описательной наукой. Вернадский создал новую минералогию с генетическими основами, внес в нее дух динамизма. Своим вдохновителем в этом отношении он считал французского ученого 18 века Бюффона. Получив кафедру Московского университета, Вернадский разделил кристаллографию и минералогию, считая, что первая опирается на физику и математику, а вторая – является химией земной коры и связана с геологией. За время работы В.И.Вернадского в Московском университете неузнаваемо преобразились и кафедра минералогии, и кабинет. Были составлены каталоги, а коллекция минералов кабинета увеличилась почти вдвое и стала одной из лучших в России. Кабинет постепенно вырос в научный институт, снабженный современным оборудованием. Особое место в творчестве Вернадского занимала проблема алюмосиликатов, в исследовании которых он достиг огромных успехов.

Из генетической минералогии зародилась новая наука – геохимия, основателем

которой общепризнан В.И.Вернадский. Сам термин “геохимия” был предложен швейцарским химиком Ф.Шенбейном еще в 1838 г., но Вернадский придал этому термину новый смысл. Годы зарождения геохимии – 1908–1911 гг. Первый курс новой науки прочитал в 1912 г. талантливый ученик В.И.Вернадского, А.Е.Ферсман. В дальнейшем Вернадский неоднократно выступал с докладами и лекциями по геохимии, написал книгу.

Радиогеология – одна из самых молодых геологических наук, которая

появилась в начале 20 века и получила развитие во многих странах мира. В.И.Вернадского считают создателем радиогеологии как самостоятельного научного направления. Проблемами радиоактивности Вернадский занимался с 1908 г и на протяжении всей жизни. Владимир Иванович делал доклады, организовывал экспедиции на поиски радиоактивных минералов на Кавказ и в Среднюю Азию. Открытие радиоактивных руд в Фергане, поиски на Урале и в Забайкалье позволили создать собственную сырьевую базу. В декабре 1921 г. учеником Вернадского В.Г.Хлопиным был получен первый русский радий из ферганской руды. По инициативе В.И.Вернадскогов январе 1922 г. в Петербурге был создан Радиевый институт. Уже в 1935 г ученый писал: “Сейчас можно и нужно говорить о новой созидающей науке – радиогеологии, науке о радиоактивных свойствах нашей планеты, о происходящих в ней, ей свойственных, особых радиоактивных явлениях. Эта новая отрасль знания находится в быстром становлении и должна быть сейчас освоена и продумана и теоретически и практически…”. В 1940 году в связи с обращением академиков В.И.Вернадского, А.Е.Ферсмана, В.Г.Хлопина в Президиум АН СССР была создана Комиссия по урану.

Первая мировая война выявила необходимость создания современной

минерально-сырьевой базы и в 1915 г. по инициативе Вернадского была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), проработавшая до 1930-го года. Комиссия объединила крупнейших ученых: геологов, химиков, экономистов. Впервые были открыты бокситы (Тихвинское месторождение), дана оценка железных руд Урала, исследованы фосфориты Центральной России и т.д.

Учение В.И.Вернадского о ноосфере сформировалось уже в конце его жизни.

Пристальное внимание к геологической и геохимической деятельности человечества привело его к размышлениям о новой фазе эволюции биосферы – о ноосфере (от греч. ”ноос” - разум). Термин “ноосфера” предложили французские ученые - Ле Руа и Тельяр де Шарден в 1927 году, чтобы обозначить современную стадию, переживаемую биосферой. Ле Руа слушал лекции Вернадского в Сорбонне в 1922-23 гг., проникся его учением о биосфере и в 1927г. термин “ноосфера” впервые использовал в лекциях в Колледж де Франс в Париже. В те годы Вернадский неоднократно приезжал в Париж, но интереса к идее ноосферы он тогда еще не проявлял. К тому же Шарден, будучи ревностным католиком, придавал этому термину мистический смысл. Впервые В.И.Вернадский употребил термин в письме Б.Л.Личкову 7 сентября 1936 г. в Карлсбаде. Он писал: “Я принимаю идею Ле Руа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу. Ноосфера создалась в постплиоценовую эпоху – человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, а в результате энергия, активная, биосферы увеличивается”. Вернадский, приняв термин от французов, вложил в него другое содержание. В первый раз публично термин “ноосфера” Вернадский использовал в 1937 г в докладе “О значении радиогеологии для современной геологии”, который он прочитал на 17 сессии Международного Геологического конгресса. Он сказал: “Мы живем в эпоху, когда человечество впервые охватило в бытии планеты всю Землю. Биосфера, как удачно выразился Ле Руа, перешла в новое состояние – в ноосферу”. В 1945 г, после смерти Вернадского в журнале “American Scientist" вышла его статья “Биосфера и ноосфера”, которая получила широкую известность в научных кругах. Но основные представления Вернадского о ноосфере были изложены в 2-х больших, незаконченных и потому неопубликованных при жизни трудах, над которыми он работал в годы войны. Наиболее полно представления В.И.Вернадского о ноосфере изложены в работе “Научная мысль как планетное явление”. Эта работа должна было стать 3-ей частью его главной “книги жизни”, которую он назвал “Химическое строение биосферы Земли и ее окружения”. Впервые “Научная мысль как планетное явление” была опубликована в 1977 г., затем с поправками вошла в книгу “Философские мысли натуралиста” (1988г), а 3-е издание отдельной книгой осуществилось в 1991 г.

В трудах Вернадского указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы:
  1. заселение человеком всей планеты,
  2. резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами,
  3. усиление связей, в том числе политических, между всеми государствами Земли,
  4. преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере,
  5. расширение границ биосферы и выход в Космос,
  6. открытие новых источников энергии,
  7. равенство людей всех рас и религий,
  8. увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики,
  9. свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли,
  10. подъем благосостояния трудящихся Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и ослабить влияние болезней,
  11. разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения,
  12. исключение войн из жизни общества.

Последнее условие В.И.Вернадский считал особенно важным для создания и существования ноосферы.

Многие идеи Вернадского оказались пророческими. Не всегда у современников он находил понимание, но после второй мировой войны люди проникли в космос и в глубины Земли, создание авиации, компьютеров и компьютерных сетей объединили мир и расширили возможности каждого получать информацию. Но одновременно человек интенсивно загрязнял окружающую его природу, почвы, воды, атмосферу. Появились экологические проблемы, о возможности которых в начале 20 века никто не задумывался “В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление”- писал В.И.Вернадский в работе “Научная мысль как планетное явление”.

После смерти Вернадского А.Е.Ферсман, который только на 4 месяца

пережил своего учителя и друга, писал: “ Десятилетиями, столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его – открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой, упорной, отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым же поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни.

Взрыв посмертной славы гениального ученого не случаен. У

В.И.Вернадского были широкие научные и дружеские связи в Чехословакии, Польше, во Франции, Италии, Англии, Германии, Норвегии, США, Японии, Индии. Он поддерживал постоянные и тесные связи с отечественными учеными, среди которых многие непосредственно были его учениками – академики А.Е.Ферсман, А.П.Виноградов, В.Г.Хлопин, член-корреспонденты АН СССР А.А.Сауков, Д.А.Тугаринов и десятки других, ставших докторами наук.
  • К титульной странице о Вернадском