Развитие образования в Тамбовской губернии в 1786-1917 г.г.

Эпиграфом экспозиции являются слова Карамзина "Настоящее бывает следствием прошедшего".
И.И. Дубасов - педагог, писатель, публицист, создатель Тамбовского областного краеведческого музея, в "Очерках из истории Тамбовского края" утверждает, что до начала 13-го века на территории Тамбовской земли не было ни одного грамотного человека. С расширением связей России со странами Западной Европы, развитием христианства на Руси появляется интерес к обучению грамоте. Но почти до второй половины 17-го века официальных учебных заведений в России не было. Существовали школы при церквях, казарменные школы, для российской знати популярным было домашнее обучение. Даже просветительские реформы Петра I практически ничего не дали развитию грамотности в России. Думать о собственном образовании, обучении своих детей в то время было большой роскошью.
С приходом царствования Екатерины II появляются официальные учебные заведения.
В 1780 г. она открыла главное народное училище в С.-Петербурге, выделила средства на училищное дело большинству губернских городов. Тамбов получил 15 тысяч рублей. Приехавший наместником в Тамбов Г.Р. Державин, используя эти средства, открывает первое государственное учебное заведение - главное народное училище (22 сентября 1786 г.). На следующий год во всех уездных городах (Моршанск, Кирсанов, Козлов, Шацк и др.) открылись малые народные училища. Но через два года Державин уехал из Тамбова, и многие из них закрылись. Главное народное училище продолжало развиваться. Заметные успехи были сделаны в нем с приездом директора И.П. Менделеева. Человек грамотный, деятельный, он укрепил материальную базу училища, расширил библиотеку, переработал училищные программы и приблизил их к гимназическим. В 1825 г. главное народное училище было переименовано в мужскую министерскую гимназию. Уровень подготовки воспитанников определялся качеством преподавательского состава, а он был очень высок. Из стен гимназии вышли: С.Н. Терпигорев (псевдоним С. Атава) - писатель, А.В. Вышеславцев - искусствовед, публицист, И.П. Минаев - востоковед, Г.В. Чичерин - музыковед, дипломат, Д.Д. Бурлюк - "отец" русского футуризма и многие другие.
К середине 19-го века в Тамбове и губернии формируется сеть учебных заведений. Гимназии: министерские - мужские и женские; частные гимназии.
Общественное движение 1860-х г.г. оказало влияние на развитие женского образования, стали открываться школы 1-го и 2-го разряда, реорганизованные в женские гимназии и прогимназии. В 1863 г. открыта женская министерская гимназия, частные гимназии Д.А. Пташник и Е.А. Ивановой и другие. Цель создания этих учебных заведений - готовить, как тогда писали, "грамотных девиц, так как на них, матерях, получивших образование, будет лежать обязанность развивать детей своих сообразно требованиям жизни и прогресса". Гимназии давали классическое гуманитарное образование и право поступления в университеты. В экспозицию раздела входит интерьер кабинета директора гимназии начала 20-го века.
С возникновением и развитием нового класса, буржуазии, городу потребовались
специалисты с техническими знаниями, для организации отраслей промышленности и торговли. В России стали открываться реальные училища, В Тамбове реальное училище открылось 15 мая 1872 г. в здании на углу ул. Большой и Дворянской (ныне - школа N 1). Среди выпускников реального училища - А.М. Терпигорев (крупнейший специалист горного дела, академик), В.А. Щуко (художник и архитектор), А.В. Кулешов (кинорежиссер), Асеевы (фабриканты) и другие. Это училище сыграло важную роль в подготовке кадров для нового этапа экономического развития края в период буржуазных реформ.
Учебных заведений духовного ведомства в губернии к началу 20-го века
насчитывалось более 410. Это духовная семинария, Серафимовское духовное училище, городское епархиальное училище, Свято-Ольгинское духовное училище. Они и ряд других духовных училищ готовили кадры для епархии, финансировались из епархиальной и государственной казны.
С ростом числа учебных заведений стал ощущаться недостаток педагогических кадров. Принимаемые меры должных результатов не давали. Но с приездом в Тамбов Э.Д. Нарышкина положение меняется. В 1870 г. на проценты от вложенной в банк суммы он открывает Екатерининский учительский институт (назвав его так в честь покойной жены Екатерины). Это было среднее учебное заведение, выпускавшее в год около 30 преподавателей начальной школы. При институте существовала мужская образцовая школа, готовившая мальчиков для поступления в институт без экзаменов. Институт и юридически, и фактически был всесословным учебным заведением. Сюда принимались дети бедных родителей, если у них обнаруживался талант. Так И. Данилов из бедной малограмотной семьи самоучкой овладел грамотой, закончил земскую школу, при материальной поддержке Нарышкина закончил Екатерининский институт, проработал в школах Уваровского района более 40 лет. Большую заботу проявлял Нарышкин о высоком профессионализме преподавательского состава. Одним из первых директоров института был И.И. Дубасов - известный педагог, писатель, публицист, создатель областного краеведческого музея. И.П. Духавин, воспитанник и ученик композитора Балакирева, преподавал музыку и пение, математику вел И.И. Александров, автор учебника по математике и методике ее преподавания (первый автор учебника в Тамбове).
Но, несмотря на рост учебных заведений, основная часть населения Тамбовской губернии продолжала оставаться неграмотной. Из каждых 100
тамбовских жителей только 16 быпи грамотны и малограмотны (16% грамотности). Поэтому среди прогрессивной, демократически настроенной молодежи появляется много людей, недовольных социально-политической обстановкой, отношением самодержавия к просвещению народа - "ходоков в народ", сторонников создания земства. В.И. Вернадский считается организатором земства в Тамбовской губернии. Их семья построила земскую школу в районе села Вернадовка. Известные благотворители того периода - семья Чичериных, они строили земские школы и преподавали в них. Учительские места в земских школах стали занимать выпускники Тамбовской, Моршанской, Козловской гимназий, Екатерининского института. Земская школа вскоре стала очень популярной, отличалась лучшей постановкой в преподавании учебно-образовательных предметов, стала называться народной. М.Г. Смирнов проработал заведующим Пересыпкинской школой более 30 лет, получил за свой труд медаль "За выслугу лет", которая давала ему право на присвоение звания "Личный дворянин". Земская школа была рассчитана на 1-3 года обучения, воспитание законопослушного, богопослушного гражданина, умевшего выращивать хороший сельскохозяйственный урожай. Но даже земскую школу могли посещать далеко не все дети. Представленная в экспозиции картина Богданова-Бельского "У порога школы" - наглядное тому подтверждение.
  • К описанию областного народного музея образования