Быт российской провинции

Велико и разнообразно культурное наследие русского
народа, накопленное веками, о чем нам позволяют судить этнографические комплексы, дошедшие до наших дней.
На выставке демонстрируется коллекция городского и крестьянского
костюма рубежа XVIII-XX вв. Своеобразие тамбовского костюма объясняется тем, что край в прошлом был в значительной степени заселен мордвой и татарами, что и нашло свое отражение в терминологии, характере узоров и расцветке вышивок.
Традиционная женская одежда
Тамбовской губернии состояла из домотканой рубахи, богато украшенной красноузорным тканьем и вышивкой, поневы, передника, пояса, и различного рода шейных украшений.
Неотъемлемой частью женской одежды являлся и шушпан (верхняя одежда из холста, туникообразного покроя длиной до колен с рукавами). Головной убор "сорока"- особо выкроенный и сшитый кусок ткани, у которого передняя часть (очелье) украшали вышивкой, золотой нитью или делали из галуна. Повсеместно как обувь были распространены лапти, сплетенные из липового лыка косым плетением. Надевали их на онучи и прикрепляли оборами выше щиколотки. Зимой в лапти стелили солому.
Мужская крестьянская одежда состояла из рубахи и
штанов (портков), которые шили из холста. У нас была распространена рубаха туникообразного прямого покроя, косоворотка с разрезом на левой стороне груди. Рукава прямые, довольно широкие с ластовицами из кумача, ситца. Рубахи шили длинными до колен. Верхняя одежда подпоясывалась широкими домоткаными кушаками. Ноги обували в лапти с онучами или в сапоги. В зимнее время носили валенки.
Начало XX века-это переходный период в народном костюме.
Крестьянский костюм претерпевает изменения под влиянием городского. Это выражалось сначала в использовании фабричных тканей, отделке обуви, головных уборах, а затем и в изменении самих форм одежды.
В результате Петровских реформ аристократия и горожане переходят к
ношению одежды западноевропейского образца. Коллекция музея, отражающая быт городского населения, демонстрирует традиции средних слоев населения. Одним из важных элементов женского костюма, начиная с 1830-х годов, становятся накидки, ротонды и мантильи, они исполняются из шелка, украшаются вышивкой, цветной гладью и бахромой.
Платье из бледно-голубого муара. Лиф визитный на косточках, сильно приталенный, слегка удлиненный, спереди с высоким воротником-стойкой. Рукава пышные до локтя в стиле "бидермейер".
В конце XIX в начале XX вв. господствует модерн
("новейший"), в котором ощущалась какая-то неуверенность, проявляющаяся в вялых, как бы плавающих очертаниях ассиметрии. Эта вялость проявилась и в силуэте костюмов.
Белое платье рубашечного покроя с кружевной отделкой и кружевные перчатки к нему. Платье дополнялось шляпой с большими полями, украшенными лентами, перьями, вуалью.
Мужской костюм состоял из жилета и сюртука. Брюки,
так называемого "французского" покроя - мешковатые, суженные к низу. Наиболее распространенный головной убор - цилиндр, а также жесткая фетровая шляпа. Костюм модника дополнялся тростью и моноклем, платком в верхнем кармане сюртука.
  • К информации о Тамбовском областном краеведческом музее