КРЮКОВСКО-КУЖНОВСКИЙ МОГИЛЬНИК
(издание Моршанского краеведческого музея, 1952 г.)
Редакция и вступительная статья доктора исторических наук проф. А.П.Смирнова.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Публикуемые в настоящем выпуске материалы получены раскопками
Крюковско - Кужновского могильника, открытого в Моршанском районе, Тамбовской области. Могильник исследован, ныне покойным, директором Моршанского музея Петром Петровичем Ивановым. Начав систематическую работу по изучению прошлого своего родного края, мало изученного в дореволюционное время, он обследовал значительную территорию, открыл ряд стоянок, селищ, городищ и могильников. Некоторые из этих памятников восходят к довольно раннему времени: неолиту, бронзовой и ранне-железной эпохе; часть же датируется эпохой IХ - ХI вв. н. э. Открытые П.П.Ивановым стояния и селища Моршанского края интересны тем, что дают возможность установить непрерывный процесс развития местного общества, начиная с весьма отдаленного времени.
Положение об автохтонном происхождении мордвы в настоящее время
является принятым в советской исторической науке. В разработке этой проблемы много сделали саратовские археологи, открывшие и исследовавшие последовательный ряд памятников, позволяющий утверждать местный процесс сложения этого народа. В первом тысячелетии до н. эры в результате развития производительных сил и усложнения межплеменных отношений на значительной территории правого Среднего Поволжья возникли укрепленные поселки - городища, по характеру находимой там керамики с отпечатками рогожи, известных в археологии под именем городищ рогожной керамики. В настоящее время территория этой культуры может быть разделена на несколько районов, отличающихся культурным своеобразием: первый - северный, с условным опорным пунктом - Городецкое городище; второй - южный, с условным таким же пунктом - Чардымское городище.
Границу между ними наметить трудно. Во всяком случае, область
Ульяновска следует отнести к южной группе. Эти районы различаются по характеру керамики.
Одной из областей, близких по культуре Чардымскому городищу,
является район Моршанска. Среди материалов, полученных П.П.Ивановым, имеется коллекция из раскопок стоянки на площади Крюковского могильника. Дневники раскопок, хранящиеся в Моршанском краеведческом музее, показывают на тщательность работы исследователя. Раскопки были произведены при помощи трех траншей и установили наличие одного культурного напластования, содержавшего обломки керамики и кремневых орудий. Эта стоянка, повидимому, принадлежит племенам лесостепной полосы района реки Цны. Их культура еще слабо изучена, но она несомненно явилась базой городищ рогожной керамики. Несомненно, что керамика срубно-хвалынского облика, находимая на ней, свидетельствует о большом воздействии племен степной части на племена лесной зоны Поволжья.
Материал стоянок характеризует не только занятия и быт населения, но
и межплеменные связи. Эти связи хорошо прослеживаются с эпохи поздней бронзы, когда местная культура испытала большое влияние со стороны племен, населявших степные районы. Влияние степи усилилось на рубеже бронзы и раннего железа и в последующую скифскую эпоху. Через скифов сюда проникали и отдельные античные вещи. Скифы наложили сильный отпечаток на всю культуру мордвы, и многие типы скифских вещей так органически вошли в быт местных племен и так долго сохранились, что стали считаться специфически мордовскими. Из вещей скифского типа на территории Моршанского края, прежде всего, следует отметить скифский бронзовый котел из собрания Моршанского музея, найденный на площади Крюковско-Кужновского могильника, и стрелку архаического облика.
Следует упомянуть и о находке шлема в Вольском районе и фрагментов
скифской керамики на дюнах.
Но наиболее интересный материал дают памятники собственно скифской
культуры. В их числе курганы под Воронежом содержат ряд вещей, которые обычно считают характерным для мордовских могильников Поволжья. В этой группе интересны курганы с прототипами вещей, обычных среди мордовских. В их числе курган N 1 с могильной камерой под настилом. В ней находился покойник в вытянутом положении, головой на юг. При погребении были найдены: железная пряжка из массивного железного дрота с незамкнутыми, отогнутыми наружу краями, мордовская сюльгама, золотая оковка по краям деревянного сосуда, состоящая из двух дисков: гладкого, охватывающего венчик, и другого, покрывающего ручку, напоминающего деревянные сосуды с серебряной оковкой из собрания Моршанского музея. Отличием, в данном случае, является большая роскошь моршанского сосуда. Он дополнительно к оковке украшен круглыми пластинчатыми подвесками, отдаленно напоминая сарматские стеклянные сосуды. К этой же серии вещей относится: круглая прорезная бляха со стилизованным изображением птицы; бляха по окружности украшена шнуровым орнаментом, столь обычным среди изображений звериного стиля в Прикамье; коническая подвеска, распространенная в Поволжье; прямоугольная прорезная пластинка, состоящая из 6 вертикальных тяжей, соединенных тремя перемычками и заканчивающаяся вверху двумя спиралями. Эта пластинка, несомненно, является прототипом многочисленных шумящих привесок, которые получили широкое распространение в конце первого тысячелетия н. эры. В кургане 8 был найден железный обтянутый золотом, стержень с 4 выпуклыми поясками, имеющий ряд аналогий в материалах могильников Поволжья и Прикамья. Дал такие же вещи и курган 10. В нем найдена проволочная серьга в виде восьмерки и 45 привесок довольно замысловатых очертаний, наподобие двух соединенных фигур. В 11 кургане были найдены железная сюльгама с отогнутыми краями и застежка, обтянутая золотом, с серебряной иглой. Прообразом узкого гребня с массовыми зубцами, характерного для городищ Поволжья, является гребень с золотой оковкой. Все эти материалы находят полную аналогию среди материалов мордовских племен. Они встречаются на протяжении весьма долгого времени и вошли как нечто основное в культуру этих племен. Все это показывает, какое глубокое влияние оказали скифы на своих соседей, населявших леса. Скифский элемент в культуре мордвы приходится расценивать, как один из основных компонентов их культуры. Такое же влияние продолжалось и в позднюю сарматскую эпоху. За счет этих племен следует отнести появление римских монет в Среднем Поволжье. В Моршанском музее находится римская провинциальная фибула II - III вв. н. эры и обломок черной лощеной тарелки, обычной для сарматских погребений. За счет сармат следует отнести и костяные пластинки, изображающие парные конские головки, смотрящие в разные стороны. Не исключается возможность, что сарматы в своих кочевьях заходили довольно далеко на север и ассимилировались с местным туземным населением.
Конечно, нельзя утверждать, что южные сарматские и мордовские вещи
похожи одни на другие. Здесь говорить о сходстве можно только условно, как о прототипах, из которых получили развитие мордовские украшения.
Эта местная культура и явилась той основой, на которой сформировались
поздние мордовские племена.
В изучении культуры этих последних Моршанским музеем и была
проделана большая, упорная работа, давшая блестящие результаты. Начиная с 1927 и до 1938 г., П.П. Иванов открыл и исследовал несколько древне-мордовских могильников, остановив свое внимание на трех из них: Пановском, расположенном в Земетчинском районе, Пензенской области, Елизавето-Михайловском и публикуемом в настоящем выпуске Крюковско-Кужновском, Моршанского района, которые дали в общей сложности 869 погребений. Это собрание представляет единственный в СССР по полноте, богатству и научной доброкачественности материал по истории мордвы VIII - ХI вв. нашей эры.
П.П.Иванов к проводимой им работе относился с большой
ответственностью. Полученный при исследованиях материал подвергался в музее немедленной обработке. Вещи чистились, реставрировались и консервировались. И в настоящее время, по прошествии многих лет, коллекция хранится в музее в хорошем физическом состоянии. Нужно отметить, что в архиве музея в полном порядке находится и вся документация: планы, чертежи, зарисовки и дневники раскопок. Все это, вместе взятое, делает собрание Моршанского музея весьма ценным историческим документом.
Эта полнота документации не единственная положительная сторона
публикуемых материалов. П.П.Иванов в своих исследованиях применил приемы раскопок, отвечающие современным археологическим требованиям. Его траншеи шириной 1,5 - 2 м., примыкающие последовательно одна к другой, в результате давали сплошную площадь, достаточно большую, чтобы исследовать не только отдельные погребения, но всю обстановку и весь ритуал захоронения.
И наконец, нельзя не отметить количественную сторону собрания. В
Крюковско-Кужновском могильнике, которому П.П. Иванов уделил особенно большое внимание, исследовано 586 погребений. Эти масштабы дадут возможность при изучении коллекции применить статистический метод, завоевавший себе в настоящее время в археологии прочное место.
Дневники исследований П.П.Иванова свидетельствуют о большой
точности и скрупулезности раскопочных приемов. Исследователю удалось сделать ряд интересных наблюдений, которые до него как-то выпадали из поля внимания археологов. Особенно много дают его записи для характеристики древне-мордовского костюма. Пожалуй, ни одни археологические раскопки не давали такой благоприятной почвы для восстановления костюма и головных уборов.
П.П.Иванов в ряде своих записок и в отчетах, хранящихся в архиве
музея, неоднократно определял время открытых им могильников IХ - ХI вв. н. эры, указывая, что некоторые из отдельных погребений восходят к VIII веку. Он сравнивал эти памятники с известными в науке Лядинским и Томниковским могильниками, исследованными В. Н. Ястребовым, относя их к одной племенной группе. Нужно признать справедливость всех этих высказанных положений, хотя, правда, есть отдельные погребения старше указанной даты.
Более поздними являются погребения с шиферными пряслами и витыми
проволочными браслетами начала ХII века и отдельные погребения с сюльгамами с длинными пластинчатыми усиками того же времени.
Многие погребения содержат большое количество вещей салтовского
типа. Здесь богатый набор поясных бляшек, овальные от конского убора, бусы и ряд привесок. Особенно ценным являются 7 погребений с саблями того же салтовского типа. Причем получены не только полосы, но изогнутые рукоятки и остатки ножен, кожаных и деревянных с наконечниками, пряжками от портупеи, указывающие, что сабли носились в наклонном положении. Хорошо прослежены остатки колчанов с обкладками из железных пластин, остатки седла в могиле 200 Крюковско-Кужновского могильника и фрагменты кольчуг в нескольских погребениях. Кроме Хазарии, хорошо документируется влияние арабского Востока находкой 6 арабских диргемов, из которых найденный в Крюковско - Кужновском чеканен халифом Аль-Мангуром в 753 г. н. эры в г. Куфе.
Сюда же относится и пара перстней с арабскими надписями и бляшка,
имитирующая головной убор сасанидских царей (табл. ХVII р. 15). В ряде вещей чувствуется влияние ювелирной техники Болгарии. За счет торговой деятельности болгар надо отнести находку в могильнике нескольких вещей типичных для племен Приуралья того же времени. В их числе фигурка конька, украшающая огниво, и ряд других.
Если в отношении документации влияния Востока и Волжской Болгарии
Моршанские могильники почти не дают ничего принципиально нового, так как эта сторона древней Мордовской культуры была уже освещена материалом Лядинского и Томниковского могильников, то в отношении связей с Русью раскопки П.П. Иванова дают исключительный по ценности материал. Здесь, прежде всего, надо указать пряслица розового шифера, находки, редкие для нерусских районов, витые проволочные браслеты, почти неизвестные за пределами славянских племен, причем характер плетения из трех проволок во всех деталях повторяет курганные вещи славян. К той же группе относится и плетеный браслет, треугольный в сечении, найденный вместе с шиферным пряслом.
Интересно появление в орнаментации местной посуды волнообразного
славянского орнамента и находка типичного славянского сосуда в одном трупосожжении.
Особое место занимает в собрании музея могила 507
Крюковско-Кужновского могильника, содержащая женское погребение с двумя височными семилучевыми подвесками, характерными для одного из славянских племен. Отмечу, что и среди случайных находок имеется точно такая же привеска.
Если шиферные прясла и браслеты - ясное свидетельство тесных
культурных связей с древней Русью, то находка славянского горшка ХI в. в трупосожжении и погребении с характерными славянскими украшениями того же времени свидетельствуют о мирном проникновении славян в гущу мордовских племен ХI века и об их ассимиляции. Повидимому, через древнюю Русь попал в Моршанский край и западно-европейский меч капетингского типа; первая находка этого рода у народов Поволжья и Приуралья (кроме болгар). Эти связи с Русью начались значительно раньше сложения Киевского Государства.
В Моршанском краеведческом музее хранится ажурная привеска,
украшенная выемчатой эмалью, найденная на территории древне-мордовской стоянки, расположенной близ деревни Тихий Уголок. Эта привеска полукруглой формы с небольшим ушком, совершенно аналогична подобным находкам из комплекса клада, найденного в 1888 году Н.И. Булычевым в валу Мощинского городища. Ее поверхность разделена на разного размера геометрической формы ячейки, заполненные эмалью. Эта вещь может быть датирована в пределах IV - VI вв. Подобные вещи известны среди находок Киева и можно полагать, что Моршанская привеска документирует связи района Цны с древними славянами. Об этих же связях можно предполагать на основе находки грубой посуды, напоминающей керамику древних славянских городищ. Формы посуды напоминают форму банок, с несколько раздутыми боками, слегка отогнутым краем и выступающим наружу днищем. Этот последний признак и выделяет описанный сосуд из большого числа туземной посуды, которая обычна для мордовских могильников. Все эти матералы опровергают установившийся взгляд об изолированности мордвы, державшейся одиноко в глуши своих лесов, защищавших ее от набегов кочевников, от рабства и ограбления. Публикуемый материал доказывает, что с момента появления мордвы на исторической арене, она испытала влияние восточно-славянских племен. С этого времени начинается мирное сожительство зтих двух соседних народов.
Нельзя признать правильным утверждение некоторых ученых о большой
самобытности мордовской культуры, не потерявшей индивидуальных особенностей в течение многих веков. Уже на сравнительно небольшом хронологическом отрезке времени видно, что мордовская культура несет черты заимствования и от культуры Хазарского Каганата до половины Х века, игравшего крупную роль в политической жизни восточной Европы, а позднее Русских княжеств и Волжской Болгарии. Бесспорно и обратное влияние мордвы на своих соседей, что хорошо прослеживается в коллекциях, полученных раскопками городов Волжской Болгарии и в древних памятниках некоторых районов Руси. Много ценного дали исследования П.П.Иванова и для характеристики хозяйства и некоторых сторон культуры.
Большой материал дают раскопки и для выявления связи с более ранними
культурами края. Здесь можно указать и на форму сосудов, отдаленно напоминающих некоторые типы срубных горшков (бронзовой эпохи), и на захоронение в срубе без дна, приготовленном из плах и крытом колотыми пластинами, напоминающими погребения в срубах, конца бронзовой эпохи и, наконец, несколько "скорченных" погребений , как мужских, так и женских, на боку, с полусогнутыми ногами и руками, обряд захоронения которых заставляет вспоминать культуры степей бронзовой эпохи. Правда, этот обряд захоронения был уже известен в отношении более поздней мордвы ХIV века в части некоторых женских погребений, но до раскопок П.П.Иванова он оставался неизвестным для более раннего времени. Во всяком случае, ни Лядинский, ни Томниковский, ни другие могильники этого времени не содержали подобных погребений.
В заслугу П.П.Иванову необходимо поставить и детальное изучение
погребального обряда. В частности, им хорошо прослежен лубяной гроб, существовавший наряду с деревянным. Открытые могильники в целом характеризуют весьма интересный период в жизни восточной Европы - эпоху VII - ХII вв. Они проливают свет и на некоторые компоненты, на основе которых сформировалась мордва, и на влияние и скрещение ее с соседними народами, наложившими яркий отпечаток на культуру края.
Публикацией материала Крюковско-Кужновского могильника Моршанский
краеведческий музей вводит в широкий научный обиход новый источник по истории народов СССР.

Профессор А.П.Смирнов


  • К странице о П.П.Иванове