"Дебют" - 2002: "Эхо" нигилизма в "Амфоре"


Финалистом независимой литературной премии "Дебют" 2002 г. в номинации "крупная проза" стал Алексей Шепелёв – молодой писатель и поэт (автор поэтического сборника "NOVOKAIN OV" - Тамбов, 2001), лидер авангардной группы "Общество Зрелища", аспирант-литератор ТГТУ, уже входивший в лонг-лист "Дебюта" 2000 (малая проза). На этот раз его роман "ECHO" (англ. или лат. "Эхо"; другой «перевод» – «Ещё») вошёл в шорт-лист премии. Мы попросили рассказать А. Шепелёва о его "трудах и днях".
Алексей, ну что было в конверте, распечатанном жюри на сцене?
"Честно говоря, не то, что ожидал я и все мои коллеги-финалисты! (мы ведь проводили между собой альтернативное голосование)… Лауреатом я не стал, да это не столь уж и важно. Главным было войти в финал, заявить о себе на "большой сцене". Вообще-то победа основная была подменена победой, так сказать, побочной – высокое жюри, намекнув, что у меня и так всё в порядке, что, мол, ещё один "модный автор", конъюнктурщик, отдало пальму первенства Рясову, а я вот подписал контракт на 10 000 экземпляров с одним из лучших Питерских издательств - издательством "Амфора", выпускающему серию "Поколение Y" ("экстремальная" молодёжная серия, в которой и выйдет роман Шепелёва. – А. Л.). Роман должен появиться уже в марте… Правда, в качестве гонорара я получу несколько меньше, чем лауреаты "Дебюта"…Однако в перспективе много работы: публикации в журналах, выход других моих книг, переговоры о "продвижении" моих друзей - талантливых тамбовских авторов… Вообще любая премия – это лотерея или конъюнктура, и меня крайне не радует, что сегодня, как заметил один критик, на авансцену литературной жизни выдвигаются стратегии обретения успеха в его общественном и материальном выражении, а проблемы собственно художественные отодвигаются в сторону".
Тогда стандартные вопросы: о возникновении замысла, о творческом процессе, и, конечно же, о чём роман?
Роман писался ровно 20 месяцев и обобщает жизненный опыт ровно пяти лет. 20 месяцев труда. Труда? Работы, которую никто не считает работой – "дренчать, бренчать да х…ю собирать", как поёт Летов…Это моя ставка, моя оборона, моя защита, "Защита Лужина". Тот, кто выбирает искусство, выбирает не-жизнь - тонкая грань между безумием как таковым и безумием социума, его террором. Опиум одиночества, который хочется впрыснуть всем остальным… Многое в этом романе, как я чувствую, сделано не по законам литературы… я как мог старался сделать текст доступным, всеобщим…но пойти на поводу у публики, каких-то её критериев не могу… Я даже хотел сделать для "Дебюта" "софт-вершен" – но что это такое? Роман вырос из рассказа, всё усложнилось, сплелось, стало невыносимо – не знаю, возьмусь ли я ещё… Некоторые вот даже сравнивают меня с Сорокиным – наслышан о нём, и, кажется, его уважаю, хотя, читал только "Сердца четырёх" и несколько пьес – однако считаю свое искусство совсем ему не родственным: у меня установка на реализм… Реализм – это то, к чему я стремлюсь. Свою поэзию я называю "эгопоэзия"…- по аналогии - "эгопроза", "эгороман"…А вообще я обозначил бы его "жанр" как "нигилизм-2000"… О чём? О жизни (смеётся). Художественное творчество на то и существует, дабы воплощать то, что невозможно воплотить в других сферах, перевести на другие языки – разговора, науки, философии, идеологии, рекламы… Поэтому – всё то о чём я хотел сказать, уже сказано в романе.
Но хотя бы о сюжете, месте действия, персонажах…
Действие происходит в Тамбове. Все места легко узнаваемы – в основном это так называемое "Кольцо" (около Вечного огня), ночной клуб "Бункер", ул. Московская и её задворки, питейные заведения на Комсомольской площади и центральном рынке… Но это, конечно, не литературное краеведение, а напротив… Издатели именуют такой стиль "трэшем" (англ. "мусор", "отбросы"), главные атрибуты которого – изображение чрезвычайно жёстких жизненных коллизий, неприглядных сторон жизни. Меня такое определение несколько смущает – я всё-таки претендовал на изящную словесность, наследующую Достоевскому, а не на сбор с реальности плёнки мусора и нечистот. В основе текста две сюжетные линии, получается, что это как бы два романа – по выражению Кабакова, "роман о девочках" и "роман о мальчиках". Линии эти сходятся, соприкасаются, но не пересекаются – можно сказать, что даже перетекают друг в друга – художественная аналогия кольца Мёбиуса! "Мальчики" – личности маргинальные, асоциальные, но в высшей степени артистические, их прототипы – мои ближайшие друзья. "Девочки" – напротив нивелированные, но не такие уж обычные, если присмотреться очень внимательно… А конечный смысл – поиски выхода из тупика экзистенции – прорыв к любви, человечности и свободе творчества. Всё тривиально, если пересказать…
Но прорыв осуществлён, выход найден?
Не знаю. Созданный , отделённый автором от своего "я" текст - это лабиринт, в котором происходит процесс поиска выхода, уже автономный. Как и в жизни, здесь надо ломать голову, стучать в стены и может тебе отверзнется…

Алексей Долгов


К предыдущей странице