Первые фортепианные произведения

Были написаны Рахманиновым в 1887-89 годах. Это:
Ноктюрн fis-moll,
Ноктюрн c-moll,
Ноктюрн F-dur,
Романс jis-moll,
Прелюдия es-moll,
Мелодия E-dur,
Гавот D-dur.
Скерцо для симфонического оркестра, d-moll,
Andante и скерцо для струнного квартета, d-moll.


Концерт для фортепиано с оркестром (ор.1)

Создавался весной, летом 1890 года в Ивановке. Одно из первых произведений Рахманинова. 1-я часть исполнялась на ученическом концерте, последние две были записаны летом следующего года. Это произведение Рахманинов посвятил А.И.Зилоти.


Песня для виолончели и фортепиано

Написана в конце лета 1890 года в Ивановке. Была посвящена В.Скалон.


Вальс для шести рук

Написан в августе 1890 года в Ивановке. Предназначался для исполнения тремя сестрами Скалон и посвящен автору темы Н.Скалон


Романс "У врат обители святой"

Написан Рахманиновым в 1890 на слова М.Лермонтова.


Романс "В молчаньи ночи тайной"

Написан Рахманиновым в 1890 на слова А.Фета.


Романс "Я тебе ничего не скажу"

Написан Рахманиновым в 1890 году на слова А.Фета


"Ночь проведенная без сна"

Произведение написано Рахманиновым в 1890 году.


"Русская рапсодия"

Произведение написано Рахманиновым 12-14 января 1891 года.


"Еще одно последнее сказанье"

Произведение написано Рахманиновым в 1891 году.


"Ты, отче патриарх"

Произведение написано Рахманиновым в 1891 году.


"Deus meus"

Произведение написано Рахманиновым в 1890/91 году.


Первый фортепианный концерт

Первое законченное произведение крупной формы юного композитора. Был начат в Москве зимой 1891 года и закончен летом того же года в Ивановке. В концерте обозначились черты, которые потом стали характерными для творчества Рахманинова: лиризм, созерцательность, эмоциональность, драматизм, широкий размах мелодических линий, напряженность развития.


Романс "Ты помнишь ли вечер"

Сочинен композитором в 1891 году на стихи А.К.Толстого


Романс "Смеркалось"

Сочинен композитором в 1891 году на слова А.Толстого


Романс "Апрель"

Сочинен композитором в 1891 году на перевод с француского В.Тушновой


Фортепианная прелюдия фа мажор

Написана композитором в 1891 году.


Симфония ре мажор (юношеская симфония)

Одна из крупнейших работ, выполненная в классе свободного сочинения у А.С.Аренского. Работа над ней была начата Рахманиновым летом 1891 года в Ивановке и завершена 22 сентября в Москве. При жизни композитора она не была опубликована и не исполнялась.


Переложение балета "Спящая красавица" П.И.Чайковского

Переложение балета было начато композитором в 1890 году по заказу Чайковского. Первый вариант не удовлетворял автора балета и переделывался Рахманиновым летом 1891 года в Ивановке.


Симфоническая поэма "Князь Ростислав"

Создана Рахманиновым 9-15 декабря 1891 года в Москве по одноименной балладе А.Толстого.


Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели

Создано Рахманиновым в конце 1891 года. Первая часть трио была исполнена в январе 1892 года. До смерти Рахманинова это произведение оставалось ненапечатанным.


Опера "Алеко"

Написана на либретто В.И.Немировича-Данченко по поэме А.С.Пушкина "Цыгане". Представляла собой дипломную работу Рахманинова, была написана в срок с 21 марта по 4 апреля 1892 года и заслужила высшую оценку. Впоследствии неоднократно исполнялась на сценах театров.


Прелюдия для виолончели и фортепиано (ор.2)

Написана Рахманиновым в 1892 году.


Фортепианные пьесы (ор.3)

Написаны Рахманиновым в 1892 году и посвящены преподавателю Московской консерватории А.С.Аренскому.


Романсы (ор.4)

Романсы:
"О, нет, молю, не уходи!" на слова Д.Мережковского,
"Не пой, красавица" на слова А.Пушкина,
"Утро" на слова М.Янова,
"Молчание ночи тайной",
"Уж ты, нива моя",
"Давно ль, мой друг"
написаны Рахманиновым в 1892 году.


"Фантазия" ("Картины" для двух фортепиано) (ор.5)

Произведение написано композитором в 1892 году и посвящено П.И.Чайковскому. В него входят следующие части: "Баркарола", "И ночь, и любовь", "Слезы", "Светлый праздник".


Романс и Венгерский танец для скрипки с фортепиано (ор.6)

Произведения написаны Рахманиновым летом 1893 года.


Романс "Песня разочарованного"

Произведение написано Рахманиновым в 1893 году.


Романс "Опять встрепенулось ты, сердце"

Произведение написано Рахманиновым в 1893 году.


Романс "Увял цветок"

Произведение написано Рахманиновым в 1893 году.


Симфоническая фантазия "Утес" (ор.7)

Создана в мае 1893 году в городе Лебеди Харьковской губернии, где Рахманинов жил на даче у купца Лысикова. Работу над ней композитор начал находясь под впечатлением стихотворения М.Ю.Лермонтова "Утес".


Романсы (ор.8)

Романсы:
"Речная лилия" на слова А.Плешнева из Г.Гейне,
"Дитя, как цветок ты прекрасна" на слова А.Пушкина из Г.Гейне,
"Дума" на слова А.Плешнева из Т.Шевченко,
"Полюбила я на печаль свою" на слова А.Плешнева из Т.Шевченко,
"Сон" на слова А.Плешнева из Г.Гейне,
"Молитва" на слова А.Плешнева из В.Гетте
написаны Рахманиновым в 1892 году.


Элегическое трио "Памяти великого художника" (ор.9)

Написано Рахманиновым на смерть П.И.Чайковского в период с 25 октября по 15 декабря 1892 года в Москве.


Духовный концерт "В молитвах не усыпающею богородицу"

Был создан композитором летом 1893 года и исполнен им в концерте Синодального училища 12 декабря 1893 года. Опубликован был только после смерти композитора в 1972 году.


Семь фортепианных пьес (ор.10)

Написаны Рахманиновым в 1894 году.


Шесть фортепианных пьес для 4-х рук (ор.11)

Написаны Рахманиновым в 1894 году.


Романс "Я жду тебя"

Написан композитором в 1894 году на слова М.Давидовой.


"Хор духов"

из поэмы "Дон Жуан".

Написано композитором в 1894 году.


Оркестровая пьеса "Каприччио на цыганские темы" (ор.12)

Была написана летом 1894 года в Ивановке. Замысел пьесы возник в 1892 году в имении Коноваловых Костромской губернии, где Рахманинов давал уроки, под влиянием дружбы с семьей Лодыженских. Сестра жены П.В.Лодыженского - Н.А.Александрова часто пела цыганские песни, которые очень нравились композитору.


Первая симфония для большого симфонического оркестра (ор.13)

Создана в 1895 году в Ивановке и посвящена А.А.Лодыженской, с которой Рахманинов познакомился в имении Коноваловых Костромской губернии, где он давал уроки. Симфония написана под влиянием Шестой симфонии П.И.Чайковского на тему: существование и столкновение светлого и мрачного в жизни человека и предопределенности его судьбы. Дорабатывалась в течение 1896-97 годов. Преемственно связанная с симфоническими драмами Чайковского, эта симфония новая и смелая по замыслу, включает в поток остроконфликтного развития образы народного эпоса и зловещей психологически окрашенной фантастики, древнерусскую суровую образность и романтическую лирику, временами пропитанную экспрессивными "цыганскими" интонациями. Провал симфонии при ее первом исполнении 15 марта 1897 года в зале Дворянского Собрания был неожиданным для автора и тяжело переживался им. Последующее исполнение симфонии состоялось только после смерти автора 17 октября 1945 года в концертном зале Москвы.


Романсы (ор.14)

Романсы:
"Я жду тебя" на слова М.Давидовой,
"Островок" на слова К.Бальмонта,
"Весенние воды" на слова Тютчева,
"Давно в любви" на слова А.Фета,
"Я был у ней" на слова Н.Кольцова,
"Эти летние ночи" на слова Д.Ратгауза,
"Тебя так любят все" на слова А.Толстого,
"О, не грусти" на слова А.Апухтина,
"Она, как полдень, хороша" на слова С.Надсона
"В моей душе" на слова Н.Минского,
"Пора" на слова С.Надсона
написаны Рахманиновым в Москве с октября по декабрь 1896 года.


Шесть хоров для женских и детских голосов (ор.15)

Хоры:
"Славься" на слова Н.Некрасова,
"Ночка" на слова В.Лодыженского,
"Сосна" на слова М.Лермонтова,
"Задремали волны",
"Неволя" на слова Н.Цыганова,
"Ангел" на слова М.Лермонтова
написаны композитором в Москве с октября по декабрь 1896 года.


"Музыкальные моменты" для фортепиано (ор.16)

Написаны в Москве с октября по декабрь 1896 года.


"Пьеса-фантазия" для фортепиано d-moll

Написана в 1899 году.


"Икалось ли тебе" для голоса с фортепиано

Написана 17 мая 1899 года.


"Morceaux de fantaisie " для фортепиано

Написана в 1899 году.


"Чоботы" для смешанного 4-х голосного хора

Написана в 1899 году.


Хор "Пантелей-целитель"

Создан в 1900 году.


Вторая сюита для двух фортепиано (ор.17)

Создана в 1901 году.


Второй концерт для фортепиано с оркестром (ор.18)

Концерт был завершен в 23 апреля 1901 года. Рахманинов работал над ним с 1899 года и посвятил его врачу-психиатру Н.В.Далю, благодаря которому снова уверовал в свои силы. Музыка этого концерта, торжественно-радостная, взволнованная и жизнеутверждающая, выразила моральное состояние композитора, победившего душевный мрак силой творческой воли.


Соната для виолончели и фортепиано (ор.19)

Работа на сонатой была начата композитором в августе 1901 года в Ивановке и закончена 12 декабря того же года в Москве.


Кантата "Весна" для баритона, хора и оркестра (ор.20)

Написана Рахманиновым на стихи Н.А.Некрасова "Зеленый шум" в начале 1902 года. Дорабатывалась в том же году в Люцерне и Ивановке.


Романсы (ор.21)

Написаны композитором в Ивановке с 6 по 20 апреля 1902 года для продажи издателю К.А.Гутхейлю с целью заработать деньги на бракосочетание и свадебную поездку. Романсы дорабатывались композитором в Люцерне в июле 1902 года. Всего было написано 11 романсов:
"Сирень" на слова Е.Бекетовой (написан в феврале 1900 года), "Здесь хорошо" на слова Г.Галиной,
"Отрывок из А.Мюссе" перевод А.Апухтина,
quot;Как мне больно" на слова Г.Галиной,
"Мелодия" на слова С.Надсона,
"Я не пророк" на слова А.Круглова,
"Они отвечали" на стихи Гюго в переводе Л.Мея,
"Сумерки" на слова Гюго в переводе М.Тхоржевского,
"На смерть чижика" на стихи Жуковского,
"Над свежей могилой" на слова С.Надсона,
"Перед иконой" на слова А.Голенищева-Кутузова,
которые относятся к лучшим достижениям в области вокальной лирики, показывающей богатый, разнообразный и противоречивый мир человеческих чувств.


Вариации на тему Шопена (ор.22)

Были начаты композитором осенью 1902 года и закончены в январе-феврале 1903 года в Москве.


Десять прелюдий для фортепиано (ор.23)

Написаны Рахманиновым в Ивановке с 6 по 20 апреля 1902 года для продажи издателю К.А.Гутхейлю с целью заработать деньги на бракосочетание и свадебную поездку. В них ярко выражена глубокая связь музыки с национальными музыкальными истоками (народная песенность, колокольность, древнерусское хоровое пение,) а также поэтическое чувство родной природы.


Опера "Скупой рыцарь" (ор.24)

Написана Рахманиновым на текст одноименной трагедии А.С.Пушкина. Работа над оперой была начата в августе 1903 года в Ивановке и завершена 28 февраля 1904 года.


Романс "Ночь"

Написан Рахманиновым на текст Д.М.Ротгауза в 1904 году.


Опера "Франческа да Римини" (ор.25)

Написана на либретто М.Чайковского по пятой песни "Ада" из "Божественной комедии" А.Данте.


Романсы (ор.26)

Романсы написаны в Ивановке с 14 августа по 15 сентября 1906 года. Музыка этих романсов:
"Есть много звуков" на слова А.Толстого,
"Мы отдохнем" на слова А.Чехова из пьесы "Дядя Ваня",
"Все отнял у меня" на слова Ф.Тютчева,
"Два прощания" на слова А.Кольцова,
"Покинем, милая" на слова А.Голенищева-Кутузова,
"Христос-воскрес" на слова Д.Мережковского,
"Пощады я молю" на слова Д.Мережковского,
"Ночь печальна" на слова И.Бунина,
"Вчера мы встретились" на слова Я.Полонского,
"Я опять одинок" на слова И.Бунина,
"Фонтан" на слова Ф.Тютчева,
"Проходит все" на слова Д.Ратгауза,
"К детям" на слова А.Хомякова,
"Кольцо" на слова А.Кольцова,
"У моего отца" на слова Г.Галиной
суровая и сосредоточенная, отражает раздумия композитора о смысле жизни, о судьбе человека. В этом цикле преобладают драматические романсы глубокого и сложного психологического содержания.


Вторая симфония (ор.27)

Работа над симфонией, посвященной С.И.Танееву - преподавателю Московской консерватории, была начата композитором в мае 1903 года в Ивановке и продолжалась до 1908 года в Дрездене и Ивановке. 2 февраля 1908 года она впервые исполнялась в концерте Московского филармонического общества. Эта симфония посвящена теме Родины. Лирико-эпическая по своему эмоциональному строю, "равнинная" по свободному разливу мелодий, музыка симфонии отличается равновесием непосредственного переживания и сосредоточенного раздумия. 27 ноября 1908 года Рахманинову за эту симфонию была присуждена Глинкинская премия.


Первая фортепианная соната (ор.28)

Работа над сонатой была начата Рахманиновым с конца 1906 года в Ивановке и продолжалась в течение последующих лет в Дрездене (до 1908 года). В основе произведения лежит трагедия Гете "Фауст".


Опера "Монна Ванна"

Опера создавалась Рахманиновым в 1906 году в Дрездене по Метерлинку. В течение последующих лет композитор не раз возвращался к ней, но она так и не была закончена.


Опера "Саламбо"

В 1908 году Рахманинов начал работу над оперой по роману Г.Флобера, которая так и осталась незавершенной.


Симфоническая поэма "Остров мертвых" (ор.29)

Замысел поэмы возник у Рахманинова в 1908 году в Дрездене, когда композитор увидел один из вариантов картины швейцарского художника Беклина "Остров мертвых". Главные мотивы поэмы: непредотвратимость смерти и жажда жизни. 18 апреля 1909 года она уже прозвучала в Москве в концерте филармонического общества.


Письмо к Станиславскому

Письмо-шутка, которое Рахманинов отправил Шаляпину с просьбой пропеть его на юбилее Московского художественного театра в 1908 году.


Третий концерт для фортепиано с оркестром (ор.30)

Работу над концертом Рахманинов начал в начале июня 1909 года в Ивановке. Впервые он был исполнен композитором 28 ноября того же года в Нью-Йорке. В России этот концерт впервые был исполнен 4 апреля 1910 года. Это произведение принадлежит к вершинам творчества Рахманинова, к крупнейшим и характернейшим явлениям русского искусства того времени.


Литургия Иоанна Златоуста (ор.31)

Литургия была создана Рахманиновым в июне-августе 1910 года в Ивановке. Это произведение было задумано композитором еще в 1897 году на основе детских впечатлений о церковном хоровом пении. В музыке Литургии больше чувствуется дух русской песни, нежели культового пения. Как духовное пение церковью она принята не была.
Литургия - одно из главных богослужений православной церкви.
Иоанн Златоуст - константинопольский патриарх, идеолог восточно- христианской веры.


Фортепианные прелюдии (ор.32)

Прелюдии написаны композитором с 23 августа по 10 сентября 1910 года в Ивановке. В прелюдиях:
Си мажор,
Соль диез минор,
Ля минор,
Соль мажор,
Фа минор,
Фа мажор,
Ля мажор,
ми минор,
До мажор,
Си бемоль мажор,
Ми мажор,
Си минор,
Ре бемоль мажор
были отображены духовные переживания Рахманинова в то время. В них неотделимо друг от друга живет настороженное ожидание какого-то неминуемого грозного свершения и лирические настроения, связанные с радостным отношением к жизни.


Этюды-картины (ор.33)

Этюды-картины были написаны Рахманиновым в течение августа 1911 года в Ивановке. Эти этюды:
До мажор,Ми бемоль минор,Ми бемоль мажор,Ре минор,Фа минор, Соль минор,До диез минор композитор назвал этюдами-картинами, подразумевая под этим определенное программное содержание. Этюды передают не только картины природы, но и чувства, вызванные ими.


Полька

Создана Рахманиновым в марте 1911 года.


Романсы (ор.34)

Были написаны композитором в Ивановке в июле 1912 года. В этих романсах:
"Воскрешение Лазаря" на слова А.Хомякова,
"В душе у каждого из нас" на слова А.Коринфского,
"Муза" на слова А.Пушкина,
"Буря" на слова А.Пушкина,
"Арион" на слова А.Пушкина,
"Ветер перелетный" на слова К.Бальмонта,
"Сей день я помню" на слова Ф.Тютчева,
"Оброчник" на слова А.Фета,
"Музыка" на слова Я.Полонского,
"Ты знал его" на слова Ф.Тютчева,
"Не может быть" на слова А.Майкова (написан 7 марта 1910 года),
"Диссонанс" на слова Я.Полонского,
"Какое счастье" на слова А.Фета
Рахманинов отразил свое личное настроение и душевное состояние, сложившееся по влиянием неспокойной окружающей обстановки.


Вокально-симфоническая поэма "Колокола" (ор.35)

Работа над ней была начата Рахманиновым в Риме в 1913 году. Поэма создана на стихи Эдгара По "Колокола" в переводе К.Бальмонта. Это стихотворение было прислано композитору М.Даниловой - студенткой Московской народной консерватории. Работу над поэмой Рахманинов продолжил в Ивановке и закончил ее в конце июля 1913 года. Колокольные звоны Новгородских храмов и монастырей, которые композитор слушал в детстве, нашли свое отражение в поэме.


Вторая фортепианная соната (ор.36)

Произведение создавалось Рахманиновым весной-летом 1913 года в Ивановке по наброскам сделанным в начале года в Риме. Соната была закончена в сентябре 1913 года в Москве.


"Сирень" - транскрипция для фортепиано

Произведение написано композитором в декабре 1914 года.


"Всенощное бдение" (ор.37)

Хоровое произведение написано Рахманиновым в 1915 году. Этот монументальный хоровой цикл проникнут живым теплом лирического чувства. Суровая истовость древних напевов сочетается здесь с богатством красок, которым располагает музыкальная палитра замечательного композитора.


"Из Евангелия от Иоанна " для голоса с фортепиано

Произведение написано Рахманиновым в 1915 году.


Романсы (ор.38)

Три романса:
"Ночью в саду у меня" на слова А.Блока из А.Исаакяна,
"К ней" на слова А.Белого,
"Крысолов" на слова В.Брюсова
написаны в сентябре 1916 года в Ивановке.Остальные:
"Ау" на слова Бальмонтона,
"Сон" на слова Ф.Сологуба
написаны осенью 1916 года в Москве. В романсах этого цикла, написанных на слова русских поэтов-символистов, тесно переплетается лирико-психологическое начало и образы опоэтизированной природы.


Этюды-картины (ор.39)

Созданы Разманиновым в августе-ноябре 1916 года. Этот цикл достойно увенчивает камерное фортепианное творчество дореволюционного времени. Блестящая виртуозность сочетается в них с глубиной содержания, с великолепной красочностью разнообразных музакальных картин.


Четвертый фортепианный концерт

Работа над концертом была начата Рахманиновым в мае 1914 года в Ивановке. В связи с напряженной обстановкой в России, концертной деятельностью работа над произведением была прервана. Концерт был закончен только в 1926 году в эмиграции. В нем нашли отражения мысли Рахманинова о Родине, об Ивановке.


Три русские песни

Экскизы этих песен были сделаны Рахманиновым в 1916 году, а закончены они были только в эмиграции в 1926 году. Русские песни:
"Через речку, речку быструю",
"Ах ты, Ваня",
"Белилицы, румяницы вы мои"
проникнуты мыслями композитора о Родине, об Ивановке.


Вариации на тему "Корелли" (ор.42)

Написаны летом 1931 года в Клерфонте (Франция). Тему сочинения Рахманинов заимствовал из Двенадцатой скрипичной сонаты итальянского композитора А.Корелли. Строгая, ритмичная, размеренная мелодия в духе средневекового танца-шествия разработана композитором в череде контрастных по жанру, характеру и построению вариаций. Это сочинение является последним крупным произведением Рахманинова.


"Рапсодия на тему Паганини"

Написана Рахманиновым в имении "Сенар" (Швейцария) в 1934 году. Блистательное претворение средствами фортепиано и оркестра скрипичного виртуозного стиля как бы рисует "звуковой" портрет великого скрипача.


Третья симфония

Написана композитором в имении "Сенар" (Швейцария) в 1934-35 годах. В работе над симфонией нашли отражения владевшие Рахманиновым думы о Родине, ощущение надвигавшейся на Европу военной грозы.


"Симфонические танцы"

Созданы Рахманиновым в 1940-41 годах. Каждая из трех частей произведения построена на определенном движении и ассоциируются с тем или иным жанром, которые раскрывают этапы жизни человека. Симфонические танцы являются последним произведением Рахманинова.


  • К списку произведений С.В.Рахманинова