Тамбовский областной драматический театр открылся 21 октября 1937 года спектаклем "Любовь Яровая". В этом спектакле, в почти бессловесной роли женщины-офицера, впервые вышла на тамбовскую сцену Татьяна Александровна Битрих.
Перед этим в ее жизни был Архангельск, в котором она родилась в 1913 г., увлечение театром, любительская студия Архангельского ТРАМ. Дальше начались "годы странствий" по театрам небольших провинциальных городов. В течение нескольких лет актриса работала в разных театрах страны (Севастополь, Могилев, Рязань, Касимов и др).
С 1937 по 1944 г. Татьяна Александровна Битрих была одной из ведущих актрис
Тамбовского областного драматического театра, любимицей зрителей всех возрастов и положений. По словам актрисы Тамбов, это город, который подарил ей самое прекрасное, что только может быть у актрисы - творческие радости. Город, который она по праву может считать своей артистической родиной. На тамбовской сцене Битрих переиграла множество сложнейших ролей в спектаклях современного и классического репертуара, Среди ее лучших сценических образов, памятных зрителям разных поколений, Луиза ( "Коварство и любовь" Ф.Шиллера), Турандот ("Принцесса Турандот" К.Гоцци), Джульетта ("Ромео и Джульетта" В.Шекспира). В военные годы сыграла в пьесе А.К.Гладкова "Давным-давно" - Шуру Азарову, в пьесе "Машенька" А.Н.Афиногенова - Машеньку и др.
Непрерывный творческий рост, обретение мастерства и покоряющий успех у зрителя, равно как высокие оценки критики - все это привело к тому, что Татьяна Александровна была переведена в 1944 г. в Москву. Тамбовский зритель расстался с Т.А. Битрих, а на сцене Московского Академического Малого театра появилась актриса Еремеева. Ее лучшие роли в Малом театре - Раневская ("Вишневый сад"), Эмма ("Мадам Бовари"), Ребекка ("Ярмарка тщеславия"), Панова ("Любовь Яровая"). Последние по времени работы народной артистки России Еремеевой-Битрих - Анфиса ("Волки и овцы"), Мария Васильевна ("Дядя Ваня") и графиня-бабушка ("Горе от ума").
Она является автором телеинсценировки, посвященной художнице Марии Башкирцевой, мемуарной книги "В мире театра", неизданного романа "Двое на мосту", ряда статей по вопросам театра и культуры.

Василий Васильевич Ванин (Иванов), актер и режиссер, народный артист СССР (1949), трижды лауреат Государственной премии СССР родился в Тамбове в 1898 г. С театром родного города Ванин был связан с 1915 года, когда он вступил в антрепризу Хренниковой статистом и рабочим сцены. После окончания студии летом 1920 года Ванин был принят в Первый советский театр на амплуа простака. Руководивший тамбовской труппой с октября 1920 года главный режиссер А.Дорохов поручил молодому актеру роль сапожника Ланца в пьесе Филиппи "Туннель". Дебют оказался удачным. Вскоре Ванин сыграл (также очень удачно) роли разносчика газет ("Евреи" Чирикова) и Дамиса ("Тартюф" Мольера).
С декабря 1920 года Ванин, призванный на военную службу, заведовал
клубом Тамбовской пехотной школы. За короткое время молодой актер сумел создать там крепкий любительский коллектив. Театр пехотной школы вскоре поставил ряд крупных спектаклей: "Самоуправец" Писемского, "Бесприданницу" Островского, "Игру интересов" Бенавенте и некоторые другие.
Вернувшись в тамбовский театр в июле 1921 г., Ванин не прерывал связи с пехотной школой,
постоянно оказывал помощь режиссерам-любителям Половцеву и Савельеву. О творческом уровне коллектива можно судить по следующему факту: в 1922 году театр пехотной школы отметил 250-летие русского театра, поставив очень редко идущую пьесу А.Островского "Комик XVII столетия".
В тамбовском театре талант Ванина быстро обратил на себя внимание публики.
После его бенефиса (в марте 1922 года) "Тамбовская правда" писала:"Нам хочется особо отметить бенефис одного из самых талантливых актеров труппы театра имени Луначарского. Дарование бенефицианта таково, что его нельзя не заметить в самой плохой постановке, самому неопытному глазу. Ванин на профессиональной сцене всего лишь около двух лет. Но за это время он успел показать себя в разнообразнейших ролях.
Ванин играет в пьесе Ю.Юрьина старого боярина, в "Лесе" Островского - гимназиста Буланова, в "Тяжелых днях" Островского - маленькую роль приказного и т.д., и во всех пьесах, во всех ролях Ванин дает четкий, художественно законченный театральный образ".
В сентябре 1922 года Ванин уехал в Петроград, играл в театрах
"Новая драма" и "Кривое зеркало", а с сентября 1924 года до конца жизни (1951 г.) оставался в Московском театре МГСПС (театр имени Моссовета).

Владимир Александрович Галицкий родился в 1907 г. в Одессе, в театральной русско-еврейской семье,
естественно, что театр стал его главным увлечением с детства. Первые художественные впечатления формировались под влиянием таких значительных представителей отечественной культуры, как Е.Полевацкая, В.Хенкин, А.Вертинский. Детское увлечение переросло в осознанное решение посвятить жизнь театру. Юноша поступает в Харьковский музыкально-драматический институт, погружается в бурную театральную жизнь. Продолжает Галицкий свое образование в Москве, где заканчивает в 1933 году ГИТИС. Молодой режиссер служит в театрах Днепропетровска, Харькова, Владивостока, Твери. В 1947 году в тамбовском театре возникает творческий кризис. Министерство направляет В.А.Галицкого главным режиссером в Тамбов. Здесь он решительно и настойчиво принялся за перестройку всей творческой жизни коллектива. Для подготовки творческой молодежи была открыта своеобразная студия. Новый сезон открылся спектаклем "Жизнь в цвету" Довженко, рассказывающим о судьбе Мичурина. А дальше была "Молодая гвардия" в ярко-театральном образном оформлении художницы А.Побережской. Театр завоевал большой успех, приобрел нового зрителя. Галицкому был чужд художнический нигилизм: чутко уловив плодотворные традиции театра - стремление к психологической глубине и романтической яркости, он продолжал развивать их, чем заслужил симпатии и уважение тамбовского зрителя. Он первым поставил в разное время "Лодочницу" Погодина, "Русские люди" Симонова, "Большую землю" Герасимова, "Господина Пунтила" Брехта. При нем начинали свою театральную карьеру такие знаменитые мастера как: В.Леонтьева, Н.Пастухов, Е.Кудрявцева, Н.Жегин. Очень важное для истории тамбовского театра деяние Галицкого - его работа по поддержанию местных драматургов, помощь им в выявлении их способностей. Благодаря заботе Галицкого о них, мы знаем тамбовских драматургов Дмитрия Девятова и Николая Архангельского. Совместными трудами Галицкого и Школьникова (первый секретарь Тамбовского обкома партии) театр получил широкое признание и завоевал право на гастроли в Москве в течение целого месяца. В результате этих гастролей спектакль "В Лебяжьем" был отмечен Сталинской премией, Галицкий кроме премии, был отмечен званием заслуженного деятеля искусств.
Владимир Александрович был беспокойным и энергичным театральным деятелем и
помимо профессии режиссера: он занимался историей театра в Тамбове, читал лекции по театру, выступал в прессе, организовал секцию театральных рецензентов, принимал активное участие в деятельности Всероссийского театрального общества. В 1957 году Владимир Александрович оставляет Тамбов. Он возглавляет театры Самары, Кишинева, Вильнюса. Отойдя от активной режиссерской деятельности поселился в Петербурге. Последние годы работал над рукописью книги о Тамбовском театре, которая при жизни автора так и не была издана. В 1998 г., в ночь на 1-е января незадолго до своей 91-й годовщины, скончался заслуженный деятель искусств России Владимир Александрович Галицкий.

Александр Федорович Годлевский родился в Симферополе в 1912 г.
С юности увлекся театром, эпизодически посещал занятия студии при театре, где обучалась сестра. Некоторое время служил во вспомогательном составе Симферопольского театра, играл эпизодические роли. Работал в разных театрах, занимался самообразованием. К 1937 году (дата переезда в Тамбов) его репертуарный список был довольно обширен, в нем были в основном роли молодых героев. Основную творческую и профессиональную школу получил в Тамбове в процессе работы с такими опытными педагогами и режиссерами, как Л.М.Эльстон и А.М.Незнамов. Творческий рост Годлевского был стремителен. Очень высокую оценку получили его работы в "Принцессе Турандот" (Калаф), "Давным-давно" (поручик Ржевский), "Нашествие" (Федор Таланов), "Горе от ума" (Чацкий) и наконец Ромео в трагедии Шекспира. Огромный успех имел артист в характерной роли Алексея ("Петр I" А.Толстого). Любовь зрителя к актеру была безгранична. Но в 1950-ом году, в связи со сменой руководства театра, Годлевский оставил Тамбов. В Калининский театр он пришел уже вполне сформировавшимся мастером и сразу стал ведущим актером труппы. Удостоен почетного звания Заслуженный артист РСФСР. Творческой вершиной Годлевского в Калинине стал Ричард III в трагедии Шекспира и старик в одноименной драме Максима Горького. Скончался он в Калинине, в 1980 г., на 68 году жизни.

Заслуженный артист РСФСР Дмитрий Иванович Дульский родился в Семипалатинске в 1921 году, работать в Тамбовском театре начал с
1955 года. Заявив о себе как актер преимущественно комедийного дарования, Дульский быстро перерос рамки определенного амплуа, неоднократно демонстрировал мастерство глубокого психологического проникновения в суть образа, умение постигнуть человеческий характер во всей его сложности. Созданные им образы неоднократно отмечались дипломами различных представительных смотров и конкурсов театрального искусства, получили высокую оценку в прессе. Свыше ста ролей в репертуаре Дмитрия Ивановича. Важными вехами его творческого пути стали встречи с драматургией А.Н.Островского (Шмага в "Без вины виноватые", Юсов в "Доходном месте"). Среди других значительных работ - Новосельцев в "Сослуживцах" Брагинского и Рязанова, Петр Лопухин в инсценировке романа Шолохова "Они сражались за Родину", Лалаев в комедии Л.Зорина "Незнакомец". В спектакле по пьесе Б.Васильева "Самый последний день", где он играл небольшую по объему роль столяра Сени, Дульский сумел, как отмечалось в одной из рецензий, "создать собирательный образ людей, оказавшихся на обочине жизни". Был занят в спектаклях: "Ночной переполох", "Нравоучение с гитарой", "Ограбление в полночь" и др. Д.И. Дульский награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Александр Самуилович Кессельман родился в 1898 году в Рязани.
Там прошли его детские и гимназические годы, там впервые приобщился он к музыке. Юношу с одинаковой силой влекли к себе музыка и юридические науки. В 1916 году Кессельман становится студентом юридического факультета Московского университета и сдает экзамены в Петербургскую консерваторию. Успех сопутствует студенту на обоих поприщах. И все же университет приходится оставить: музыка становится главным в жизни. В 1919 году добровольцем уходит в Красную Армию. Миновала гражданская война, и Кессельман возвращается в родную Рязань. С 1929 года начинается его композиторская деятельность. В 1937 году получает предложение возглавить музыкальную часть создаваемого в Тамбове областного драмтеатра. Около сорока лет, вплоть до последнего месяца жизни, Александр Самуилович самозабвенно отдавался творчеству - с достоинством и скромностью, принципиальностью и страстью. И за это время в тамбовском театре не было ни одного спектакля, которого в той или иной форме не коснулась бы рука Кессельмана. Это благодаря его настойчивости, даже в трудное время военного лихолетья, в театре был небольшой, но безукоризненно слаженный оркестр, с помощью которого удавалось создавать выразительный музыкальный образ таких спектаклей, как "Фельдмаршал Кутузов", "Ключи Берлина", "Русские люди", "Нашествие". Прекрасную музыку создал сам Александр Самуилович к спектаклям "Испанцы", "Ромео и Джульетта", "Маскарад", "Дворянское гнездо", "Давным-давно"!
Был Кессельман в высшей степени принципиальным человеком в вопросах творчества
и как заведующий музыкальной частью, и как член художественного совета, и как постоянный шеф музыкальной самодеятельности, и как многолетний председатель ревизионной комиссии ВТО, и просто как один из самых уважаемых деятелей искусства в Тамбове. Умер Александр Самуилович в 1974 году в Рязани.

Большую часть творческой жизни заслуженной артистки Марии Ивановны Коварской отданы тамбовской сцене. Здесь замечательная актриса играла свои наиболее значительные роли: Вассы Железновой, старой хозяйки Нискавуори ("Каменное гнездо" Х. Вуолийки), греческой патриотки Ламбрини Кирьякули ("Остров Афродиты" А.Парниса), Веры ("Обрыв" по Гончарову), простой советской женщины Клавдии Петровны Забродиной ("Ленинградский проспект"), играла с неувядаемым талантом и мастерством. М.И. Коварская умерла в 1979 году.

Мария Николаевна Корнилова родилась в 1920 году в г.Мичуринске, в 1941 году окончила Воронежское театральное училище. В 1944 году, в связи с переходом Т.А.Битрих в Малый театр, на роль Шуры Азаровой в спектакле "Давным-давно", была введена М.Корнилова. Дебют молодой актрисы был на редкость удачным. Но вскоре Корнилова перешла в театр родного города - Мичуринска. В 1955 году тамбовские зрители снова увидели Корнилову на своей сцене. Творчество заслуженной артистки РСФСР М.Н.Корниловой не ограничивалось
рамками определенного жанра. В ее репертуаре роли драматические, героические, лирико-комедийные: Анна Вальтер ("Последняя остановка" Ремарка), Анфиса ("Угрюм-река" Шишкова), Гертруда ("Мачеха" Бальзака), Анна Сергеевна ("Золотая карета" Леонова), Кручинина ("Без вины виноватые" Островского), Люси Купер ("Уступи место завтрашнему дню" Дельмара).

Народный артист СССР,
лауреат Государственной премии СССР Иван Никитич Марин (1905-1983) проработал в Тамбовском театре с 1939 по 1982 г. Специального образования не имел, но работал под руководством опытных режиссеров-педагогов. Постоянно занимался самообразованием и достиг высокой степени культуры и мастерства. На тамбовской сцене сыграл более двухсот ролей. В этой галерее человеческих характеров есть персонажи смешные и трогательные, ничтожные и героические. Лучшие роли Марина: Перчихин в "Мещане" Горького, Рогге в "Кому подчиняется время" братьев Тур, множество ролей в пьесах Островского, Чехова, Л.Толстого. Но общее, что обьединяет работы Марина, - это их самобытность, тщательная отделка, четкая идейная направленность.

Павел Степанович Мочалов (1800-1848) - сын крепостных
актеров. Крупнейший представитель романтического направления в русском сценическом искусстве, артист Московского Малого театра. Систематически выезжал с группой товарищей по сцене в провинциальные города, где давал ряд спектаклей. Лучшие роли Мочалова зрелой поры в драмах и трагедиях Шекспира: Отелло, Гамлет, Король Лир, Ричард III; Шиллера: Фердинанд, Карл Моор, Дон Карлос, Мортимер. В русском репертуаре его ролью был Чацкий. Мочалов был первым из великих артистов, ступавших на тамбовские подмостки. Это произошло в 1840 году. Играл он Гамлета, Фердинанда и ведущие роли в мелодрамах Коцебу, Кернера и Полевого. Всего было сыграно 10 спектаклей. Самым талантливым спутником Мочалова во время этих гастролей был молодой Николай Рыбаков, разделивший триумфальный успех со своим маститым коллегой, выступив в роли Гамлета и дав отличную от мочаловской трактовку этой великой роли и положив начало психологической традиции исполнения роли Гамлета в отличие от романтической, которую представлял Мочалов.


Даниил Яковлевич Патрин родился в 1904 году.
С 1931 года играл в театрах Балашова, Вольска, Свердловска, Сарапула, Ижевска, Майкопа, Пскова. Параллельно с работой учился, в 1936 году окончил ГИТИС. Даниил Яковлевич приехал в Тамбов в 1952 году уже опытным актером. Первые же выступления заслуженного артиста Удмуртской АССР Патрина в ролях Никиты Вершинина ("Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова) и Отелло привлекли внимание тамбовцев. Актеру были чужды внешние эффекты, играл он сдержанно и просто. Зрителям запомнились также такие роли, как Иван Грозный ("Великий государь" В.Соловьева), солдат Блохин ("Порт-Артур" И.Попова и А.Степанова), Тетерев ("Мещане" М.Горького), Любим Торцев ("Бедность не порок" А.Островского), генерал де Граншан ("Мачеха" Бальзака) и другие. В 1959 году Д.Я.Патрину было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В связи с ухудшением здоровья с 1965 года Даниил Яковлевич играл в театре эпизодически. Умер Патрин в 1968 году и был похоронен на Воздвиженском кладбище Тамбова.


Выдающийся русский актер Николай Хрисанфович Рыбаков
родился в 1811 году. В 1826 году дебютировал на Курской сцене в антрепризе Штейна. Позже служил в Харьковской труппе известного антрепренера Млотковского. Играл на многих сценах юга России и Поволжья. Значительное влияние на формирование художественных взглядов Рыбакова оказали великие мастера русской сцены П.С.Мочалов и М.С.Щепкин. В совместной гастрольной поездке Мочалова и Рыбакова (на пути которой был Тамбов), они оба играли Гамлета, по различному истолковывая эту роль. В дальнейшем Рыбаков служил во многих городах, став одним из известнейших актеров-трагиков. Влияние на его развитие оказал и драматург А.Н.Островский, состоявший с актером в тесной дружбе и некоторые роли писавший прямо для артиста. Занимаясь самообразованием, Рыбаков достиг высокой степени культуры, что сказалось на благородстве и тонкости его мастерства. В конце своего творческого пути артист заключил договор с Тамбовом, где труппу возглавил образованный и талантливый режиссер Грубин. Осенью 1876 г Рыбаков выступил в нескольких спектаклях. Но на одном из них случился сердечный приступ, который на 4-й день закончился смертью актера. Лучшими ролями Рыбакова были Гамлет, Отелло, Лир, Макбет, Шейлок, Ричард III. Множество ролей переиграл в пьесах Островского, из них лучшая - Несчастливцев в комедии "Лес". Отдал Рыбаков дань и мелодраме. Был он последовательным приверженцем психологического реализма, поборником высокой художественной правды.
Рыбаков был погребен на Успенском кладбише Тамбова, которое в 30-е годы 20-века было уничтожено. Летом 1996 г. в сквере по ул.Октябрьской, недалеко от дома, где раньше находился Зимний театр, установлен памятный камень великому актеру.

Виктор Федорович Степанов (р. 1947) - заслуженный артист России. Играл в Тамбовском драматическом театре с 1972 по 1974 г.; c 1980 по 1990 г. Был занят в спектаклях: В.Аграновского "Остановите Малахова", А.Абдуллина "Тринадцатый председатель" (сыграл роль председателя Сагадеева), Володина "Две стрелы" (Человек боя), А.Штейна "Гостиница Астория", В.Губарева "Саркофаг", Дударева "Рядовые" и др.
Во время гастролей театра в Ленинграде был замечен создателями фильма "Михаил Ломоносов" и приглашен сниматься в кино. Во время работы в Тамбове снялся также в фильмах "Иван Павлов", "Холодное лето 53-го", "Дежавю", "Наваждение", "33 квадратных метра", "Война" и телефильме "Эзоп".

Гликерия Николаевна Федотова родилась в1846 году. Рано осиротев, была удочерена помещицей Поздняковой и до 1863 года выступала под этой фамилией. Занималась в Московском театральном училище по классу балета и в драматическом классе. Выйдя замуж за режиссера и актера Федотова, приняла его фамилию. С 1858 года играла эпизодически на сцене Малого театра, с 1863 года вступила в его труппу и вскоре стала ведущей актрисой на роли молодых героинь. Лучшие роли Федотова создала в пьесх Островского и Шекспира. Наиболее значительна роль Катерины в "Грозе". В последний период творчества выступила в ролях леди Макбет, Королевы в "Цимбелине", Елизаветы в "Марии Стюарт". По мнению Станиславского Федотова "...была прежде всего огромный талант, создательница внутреннего склада и рисунка своих ролей. Она была мастером художественной формы воплощения и блестящим виртуозом в области актерской техники". Летом 1896 года с группой молодых актеров Федотова гастролировала в Тамбове. Ансамбль был подобран тщательно. Входил в него и будущий корифей Московского Художественного театра Иван Михайлович Москвин. В репертуаре актрисы были роли в таких спектаклях как "Василиса Мелентьева" Островского и Соловьева, "Без вины виноватые" Островского, "Цепи" Сумбатова и "Мадам Сан-Жен" Сарду. Рецензент "Тамбовских губернских ведомостей" писал в N от 8 июня "Подмостки тамбовского театра давно не видели такого выдающегося ансамбля и художественной игры". В 1924 году Федотова была удостоена званий народной артистки Республики и Героя Труда. Скончалась Гликерия Николаевна в 1925 году.

Юрий Васильевич Фролов родился в Тамбове в 1927 году.
Пятнадцатилетним мальчиком пришел в тамбовский театр, во вспомогательный состав, и сразу же включился в работу молодежной концертной бригады, обслуживающей эвакогоспитали. Он играл скетчи и миниатюры, читал раненым стихи и прозу. С энтузиазмом отдавался любой работе, которая требовалась театру. Главный режиссер театра Л.М.Эльстон обратил внимания на одаренного юношу и поручил шефство над ним одному из ведущих актеров И.Н.Марину. Выход в массовки, крохотный эпизод, роль в одну-две фразы - ко всему Юрий относился с глубоким почтением и достигал подлинного успеха. В 1944 г. новым художественным руководителем театра А.Е.Ларионовым была создана студия. После окончании этой студии Фролов играл Леля в "Снегурочке" и значительные роли в спектаклях "Старые друзья","Офицер флота","Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Петр I". Посчастливилось Фролову работать с таким талантливым и эрудированным режиссером, как В.А.Галицкий, возглавлявшим наш театр на протяжении 10 лет. После Тамбова он играл во многих театрах страны: Ульяновск, Сызрань, Караганда, Ереван.
16 июня 1995 г. в Москве в Доме ветеранов сцены скончался заслуженный артист Армении Юрий Васильевич Фролов.

Заслуженный артист РСФСР Борис Петрович Шмит родился в Петербурге в
семье чиновника Морского ведомства в 1864 году. С детства был увлечен театром и мечтал стать актером. Но отец настоял на поступлении в Морское училище. В училище Шмит все же уделяет достаточно время театру. В своих воспоминаниях артист пишет: "Учась в Петербурге я был постоянным посетителем Александрийского театра. Варламова помню молодым, Давыдова, Савину, Далматову... Со всеми этими столпами мне впоследствии пришлось играть." В ранней же юности: "Я видел В.Самойлова, Киселевского, позднее Сарру Бернар, Коклена, Режан, Мунэ-Сюлли, Сальвини, Росси, Андреева-Бурлака".
Только после кончины отца сорокалетний Шмит уходит в отставку. "Я воспитался на театре
натуралистическом и потом, отбросив все то, что в нем засоряло и отягощало подлинный художественный реализм, я начал свою сценическую карьеру". Оставив службу Шмит дебютирует с успехом в театре Яворской, которому отдал два года жизни. Эти два года, на протяжении которых артист упорно постигает законы и технику актерского мастерства под руководством Варламова и в общении с корифеями Александрийского театра и великой Комиссаржевской - его единственная школа. Но самообразованием Шмит занимался всю жизнь. С 1906 года Борис Петрович служит в провинции: в театрах Вильно, Одессы, Киева, Риги, Харькова, Иркутска, Омска. С 1937 года Шмит становится актером Тамбовского областного драматического театра, приехав вместе с главным режиссером Эльстоном и группой коллег по Уральскому театру. К этому времени им было сыграно более пятисот ролей (Б.П. Шмит был первым заслуженным артистом РСФСР в нашем театре). В феврале 1940 года он сыграл на своем 35-летии сценической деятельности роль профессора Полежаева в пьесе Л.Рахманова "Профессор Полежаев". Лучшими работами Бориса Петровича в Тамбове были Перчихин ("Мещане" М.Горького), Дон Альварец ("Испанцы" М.Лермонтова), Лоренцо ("Ромео и Джульетта" Шекспира). Очень точно охарактеризовал художественный почерк артиста рецензент "Тамбовской правды" Раф.Черняк: "Шмит принадлежит к категории художников, освещающих свои образы мыслью и согревающих их чувством. Одно не довлеет над другим, мысль сливается с чувством". Будучи человеком очень почтенного возраста, Шмит до конца своих дней оставался современным артистом. Он прекрасно чувствовал, чем живет младшее поколение театра, никогда не навязывал своих вкусов, однако умел очень точно выражать свои эстетические и этические взгляды и бороться за них.
В конце сороковых годов в театре сменилось руководство. Пришли новые люди, в 1951 году
началось формирование нового коллектива. Шмиту дали понять, что ему пора освободить место. Хотя, невзирая на возраст, актер был еще в прекрасной творческой форме. Шмит с достоинством ушел. Через два месяца его не стало.